
«Единая Россия» увлеклась технологиями
«Единая Россия» увлеклась технологиями
«Единая Россия» увлеклась технологиями
21 мая был принят новый закон о региональных выборах, в соответствии с которым 8 сентября нам предстоит избрать депутатов Ярославской областной Думы шестого созыва. Декабрьский вариант законопроекта претерпел ряд изменений: во главе партийного списка на выборах в областную Думу теперь будет лишь один человек, причем без права передачи мандата своей партии. В случае отказа кандидата от кресла депутата этот мандат попадает на общее распределение среди партий, преодолевших 7% барьер. Это сделано в рамках антикоррупционной политики и борьбы с так называемыми «паровозами». О том, как будет изменяться расстановка политических сил в области в свете нового закона о выборах, мы беседуем с политологом Александром Миклиным.
– Александр Ростиславович, в «Единой России» это решение называют компромиссом с оппозицией. Согласиться с этим трудно, потому что если в силу тех или иных причин лидер списка захочет отказаться от своего места, партия остается без мандата. Лидер «Патриотов» Александр Цветков назвал это лишь
– Не совсем соглашусь со словами «полшага навстречу оппозиции», потому что все-таки это некий компромисс. Я вижу здесь антикоррупционную составляющую, по крайней мере, передать кому-либо мандат будет очень сложно. Однако здесь «Единая Россия» наступает себе на больную мозоль. Другим партиям будет немного легче, потому что в зависимости от того, кого они выдвинут первым, будет выстраиваться направление движения партии. Если это кто-то из молодежи, тогда это будет обновление партии. Может быть, это какой-то известный журналист, учитель или врач – и партия будет иметь социальную направленность. В небольших партиях такой человек становится знаковой фигурой. А вот что делать «Единой России», когда приходится выбирать одного человека? И я думаю, что «ЕР» сама себя загоняет в «прокрустово ложе» – кто является лицом, лидером, перспективой, собирающей фигурой партии «Единая Россия», если это только один человек? Если бы их было трое, было бы проще – молодой, пожилой, а еще – бизнесмен или промышленник. А как объединить все, что нужно в одном человеке, который стал бы лицом «ЕР»?
– Ну, в одном лице скрестить коня и трепетную лань невозможно. Мы сталкиваемся здесь с другой интересной ситуацией – многие оппозиционные партии у нас ассоциируются с конкретным человеком. Скажем, в «Гражданской платформе» это может быть Урлашов или депутат муниципалитета Кузьмин, которого, чего скрывать, Евгений Робертович наверняка «поводит за руку», как это было на муниципальных выборах. В КПРФ это известный всем Александр Воробьев, который легко может возглавить этот список…
– Извините, но до тех пор, пока господин Зюганов будет возглавлять федеральный список КПРФ, а господин Воробьев – областной, прорыва в рейтинге коммунистов я бы не ждал.
– Я думаю, что они удовлетворены своими результатами на выборах в муниципалитет и так же будут удовлетворены выборами в областную Думу.
– Но мы говорим о том, есть ли развитие в этих партиях. Будут они думать о лице партии, о новых направлениях развития – или оставят все по-прежнему, удовлетворившись тем, что лидер получил мандат? Но тогда я не очень понимаю – это развитие конкретной партии или удовлетворение тщеславия ее руководителя?
– Давайте все-таки вернемся к «Единой России», которая сейчас отрабатывает несколько вариантов. Этой «единичкой» в списке могут стать Валентина Владимировна Терешкова, Анатолий Иванович Лисицын или ректор Демидовского университета Александр Ильич Русаков. Рассматриваются эти три фигуры.
– А лидер регионального отделения «Единой России»?
– Сегодня Илья Осипов – фигура с довольно серьезным антирейтингом, активно
– Илья Владимирович производит впечатление сильного, молодого, интересного и перспективного политика, но он оказался на переломном периоде. Нас захлестнула волна властных изменений, выборов, скандалов – а в таком противостоянии фигура лидера регионального отделения тем более должна быть безупречна. А имея некоторые «скелеты в шкафу», тяжело вести широкомасштабную кампанию.
Что касается Валентины Владимировны, то она работает в Госдуме, уже поработала в областном парламенте. Она женщина высокого полета, удостоена таких званий, как «женщина мира», «женщина Вселенной». И Вы предполагаете, что ее могут выдвинуть на местную драчку?
– Если это произойдет, то это будет самое глупое, что можно сделать в данной ситуации. Во-первых, возраст. О каком обновлении партии и омоложении кадров можно в таком случае говорить? Во-вторых, я бы хотел увидеть человека, который уговорит Валентину Владимировну сменить мандат Государственной Думы на мандат Думы областной. Мы с Вами помним, что на выборах 2011 года в Госдуму России только звонок Валентины Владимировны Путину разрешил крайне конфликтную ситуацию, когда Терешкову вынуждали отказаться от мандата. Неужели «Единая Россия» и теперь собирается наступить на те же грабли?
– С другой стороны, я не вижу предпосылок к тому, чтобы список «ЕР» возглавил сенатор Лисицын. Он член «Единой России», но у него более реформаторские взгляды на пути развития партии, кроме того, я не уверен, что его лидерство всех удовлетворит в «ЕР».
– В пользу кандидатуры сенатора Лисицына говорит достаточно высокий рейтинг, составляющий порядка 67 – 68%. Фигура Анатолия Ивановича могла бы быть почти идеальной, если бы не два «но». Первое – какое обновление «Единой России» он будет символизировать, если это один из старейших членов партии в регионе? Второе – если речь пойдет о каких-то аппаратных играх, скажем, о согласовании кандидатуры сенатора Лисицына в Генеральном совете «ЕР» или в Администрации Президента, эту фигуру могут и отвергнуть – именно по причине реформаторства.
– Третий претендент – ректор ЯрГУ имени Демидова Александр Русаков... В 90-е и начале 2000-х была традиция выдвигать известных ректоров на общественно значимые должности. Вспомним Юрия Васильевича Новикова, возглавлявшего общественный совет при губернаторе, Альфреда Карловича Айламазяна, академика, директора института программных систем, ректора педуниверситета Николая Павловича Воронина. Традиция есть, и если это попытка ее реанимировать, то наверняка в бочке меда есть и ложка дегтя.
– Эта «ложка дегтя» очевидна – низкая известность Русакова.
– Да, если мы с Вами посмотрим областные рейтинги тех или иных политических деятелей, к сожалению, ректора ЯрГУ мы не увидим даже в статистической погрешности.
На региональном уровне 3 – 5% – это статпогрешность.
– Мы с Вами, я полагаю, с уважением относимся к «Единой России», но не странно ли, что за десять лет своего существования ей не удалось вырастить в Ярославской области определенную группу, скажем так, преемников? Такие люди, как Виктор Викторович Рогоцкий или Александр Александрович Дегтярев, были авторитетными людьми безо всякой «Единой России». А где относительно молодые лидеры, которые могли бы возглавить список партии – хотя бы в количестве одного человека? С прискорбием констатируем – их нет.
– С моей точки зрения, два-три года назад «ЕР» должна была определиться и решить, каким путем она пойдет. Либо она пойдет реформаторским путем – и тогда нужно искать новых лидеров, новые идеи, методы работы с людьми; либо технологическим путем – не модернизируясь изнутри, лишь создавать видимость перемен и постоянно говорить о них. В этой системе координат яркие лидеры не нужны.
– Действительно, вызывает недоумение косность партийного руководства. Давайте вспомним историю, которая произошла с участником праймериз, Героем России
– Мы возвращаемся к тому же – если идти по первому, модернизационному пути, то люди типа Чагина должны быть лицом партии. Им не препоны должны ставить, а помогать, потому что это – кадровый состав партии. А если идти технологическим путем, то Герой России – инвалид, занимающийся патриотическим воспитанием детей – не столь интересен – по причинам, Вами же выше озвученным.
– Год назад было то же самое. Выводов никаких не сделано, но вывод можем сделать мы с Вами: «Единой России» в условиях технологической конфигурации, о которой мы говорим, не только лидер, ей еще и избиратель не нужен.
– Конечно. Технологам нужны технологии, а не избиратель. Технологи становятся субъектами, а избиратели – объектами технологических изысков, и не более того. Конвейер создан специально для того, чтобы упростить человека, опустить его до уровня машинки.
– Отмечу напоследок, что
– Здесь нужно не нас с Вами похвалить. Это было достаточно очевидно, и удивительно, что этого не видел кто-то другой, в том числе и представители технологического крыла «Единой России».
Беседовал Антон ТУМАНОВ
Распечатать
Комментарии: