ТРОЙКА_РЕД
Альфа_мед

Виктор Рогоцкий

«Энергетики без проблем не бывает»

С членом Совета Федерации Виктором Викторовичем Рогоцким мы беседовали в день 80-летия энергосистемы Ярославской области. Изначально материал задумывался как юбилейный или, говоря языком журналистов советской школы, «датский» – с историческими экскурсами и личными воспоминаниями. Однако разговор получился именно о сегодняшнем дне, ведь проблем в энергетике за последние годы меньше не стало. Впрочем, как утверждает сам Виктор Рогоцкий, спокойного времени в этой отрасли не было никогда.

– Виктор Викторович, большая часть Вашей жизни отдана энергетике, так что вы имеете возможность сравнивать, как она работала в советские времена и как работает сейчас. Многие говорят, что реформа энергетической системы только ухудшила положение в отрасли, а как считаете Вы?

– Действительно, вся моя трудовая биография связана с Ярославской энергосистемой, с «Ярэнерго». Начинал я рабочим, потом институт, потом ударная комсомольская стройка – Саратовская ГЭС, потом загранкомандировка – три с половиной года я провел в Исламской Республике Иран, там строили большую электростанцию. Все остальное время я проработал в Ярославле. Кстати, в юности я не хотел быть энергетиком, полвека назад молодые парни мечтали быть моряками или летчиками, но так сложилось, что я все же унаследовал профессию от отца.

Знаете, в энергетике никогда не было стабильных периодов, все время была напряженная работа. И когда я пришел в руководство «Ярэнерго», на долю нашей команды выпал один из тяжелейших этапов в истории российской энергосистемы. Вспомните: перестройка, либерализация экономики «по Гайдару», создание РАО «ЕЭС России» и реформа энергетики «по Чубайсу». Сегодня я убежден, эту реформу необходимо очень серьезно корректировать.

– То есть реформа все-таки провалилась?

– Скажем так – до сих пор не решены многие ключевые вопросы. И главный из них – это вопрос управления российской энергетикой. Даже когда было РАО «ЕЭС», существовал некий штаб отрасли, куда входили специалисты высокого уровня, которые владели ситуацией в оперативном режиме и могли решить многие проблемы. В 2008 году, когда РАО «ЕЭС» ликвидировали, отрасль автоматически перешла в Министерство энергетики, которое, несмотря на название, занимается в основном нефтью и газом.

В конце мая я выступил на заседании Совета Федерации и предложил разделить министерство на два. Первое – оставить в существующем виде, чтобы оно занималось нефтью и газом. А вот второе как раз должно заниматься вопросами функционирования энергосистем, их развитием, инновационной политикой, созданием рынков. Меня поддержала председатель Совета Федерации Валентина Ивановна Матвиенко, и в ближайшее время эта инициатива будет рассмотрена комитетом по экономической политике, а потом, я надеюсь, и Правительством России.

Полагаю, что отсутствие отраслевого министерства – отнюдь не единственная проблема, возникшая в ходе реформы энергетики…

– Конечно, не единственная! С одной стороны, начав реформу РАО «ЕЭС» в 1998 году, мы повысили капитализацию компании почти в четыре раза, привлекли инвестиций на триллион рублей, создали оптовый рынок электрической энергии и мощности.

Но, с другой стороны – осталась за бортом теплоэнергетика, не создан розничный рынок электроэнергии, до сих пор не решены вопросы перекрестного субсидирования, когда одни потребители по сути дела доплачивают за других. Наконец, все более остро встает вопрос неплатежей. Сейчас в них буквально тонут все ресурсоснабжающие организации. Конечно, пока еще они могут кредитоваться и как-то решать эти вопросы, но многие из них уже приближаются к той черте, за которой ни один банк кредит не даст.

Давайте вспомним, что в ходе реформы энергетики были созданы и частные сбытовые компании. В Ярославле, например, это ОАО «ЯСК». Эта структура время от времени оказывается в центре громких скандалов. В прошлом году на всю страну прогремела история с выделением 55 миллионов рублей для партии «Единая Россия», а совсем недавно выяснилось, что Ярославская сбытовая компания выступает поручителем по многомиллиардному кредиту для своего владельца – ГК «ТНС энерго».

– Хочу еще раз официально заявить – как член Совета Федерации я не имею никакого отношения к коммерческой деятельности Ярославской сбытовой компании, что бы там ни говорили представители оппозиции. А как специалист в этой сфере могу пояснить следующее: такого рода платежи осуществляются за счет прибыли компании, и на потребителях они никак не сказываются.

Судите сами: есть цена электроэнергии на оптовом рынке, государством она не регулируется – на то он и рынок. По этой цене электроэнергию покупают разного рода поставщики, в том числе и Ярославская сбытовая компания. Замечу, что энергия с рынка отпускается только при условии предоплаты. Грубо говоря, выставил заявку – оплатил – получил электричество. Но конечный потребитель, то есть мы с вами, заплатит за эту электроэнергию в лучшем случае через месяц. Возникает так называемый кассовый разрыв, для покрытия которого любой сбытовик вынужден брать кредиты.

Обслуживание этих кредитов так же, как и выделение какой-либо спонсорской помощи, целиком и полностью ложится на плечи самой компании. Для населения существует установленный государством тариф – 2 рубля 90 копеек за киловатт-час. И до тех пор, пока государство в лице регулирующих органов не приняло решение повысить тариф, он останется на этом уровне. Поэтому говорить о том, что населению придется за что-то там доплачивать, на мой взгляд, безосновательно.

– Еще одна претензия, которую в последнее время постоянно предъявляют сбытовикам – это высокие счета за ОДН, которые каждый месяц приходят жителям Ярославской области. Откуда такие большие цифры?

– Давайте разберемся. Что такое ОДН? Это общедомовые нужды – лифты, подкачивающие насосы, установленное в подъезде телекоммуникационное оборудование, наконец, банальные лампочки на лестничных клетках.

Открою страшную тайну: ОДН был всегда. Просто до тех пор, пока жилой фонд находился на балансе города, эти расходы оплачивались из бюджета. Теперь люди стали полноправными собственниками своих домов. А раз вы собственники – вы и платите.

Теперь вопрос – как платить? В доме ставится счетчик, принадлежащий сетевой компании, который показывает, сколько электроэнергии сюда доставлено. Жильцы, соответственно, платят по своим счетчикам. Разница между показаниями общедомового счетчика и счетчиков в квартирах – это и есть ОДН, который делится между всеми квартирами пропорционально площади.

Просто, правда ведь? А чудеса начинаются дальше. Во многих домах эту сумму поделили – и пришли в ужас, потому что ОДН оказался выше, чем потребление в квартире. Почему так происходит? Ну, во-первых, потому, что собственники жилья и даже управляющая компания далеко не всегда знают, кто еще подключен к электросети. Это могут быть ларьки, мастерские, какие-то рекламные конструкции, которые, получается, живут за ваш счет.

Во-вторых, если дом старый, а проводка в нем ремонтировалась исключительно пьяным электриком дядей Васей, то все эти скрутки, вставки, отсутствие нормальной изоляции и прочие «чудеса» электрохозяйства неминуемо приведут к огромным потерям в сети. И оплачивать эти потери опять-таки придется жильцам.

Есть, конечно, здесь и чисто юридический момент. По Жилищному кодексу за всем этим должна следить управляющая компания. Если у нее заключен договор с ресурсоснабжающей организацией, то жителю она обязана выставлять ОДН по нормативу, а разницу между фактическим потреблением и нормативом –списывать на убытки. Но в управляющих компаниях тоже ведь не дураки сидят, зачем им лишние убытки? Вот они и творят, что хотят. Прокуратура в этом направлении работает, но управдомам пока что дешевле заплатить штраф.

Но ведь их тоже можно понять. Если они заключают договор с той же ЯСК и перепродают электроэнергию жильцам, то ничего на этом не зарабатывают – тариф-то один для всех, 2.90. Какой смысл добавлять лишнюю услугу и не получать прибыли?

– Вы знаете, я не видел ни одной управляющей компании, которая бы бежала с криками «Караул, денег нет!» Они судятся за дома, они рвут их друг у друга, не отдают никому. Это что означает? Что дело выгодное, и деньги здесь делаются на всем. На мусоре, на подвозе рабочих, на найме дворника дяди Пети и уборщицы тети Гали. Ни один с этого рынка не ушел!

А если серьезно, это обсуждаемый вопрос. Его можно попробовать решить с регулирующим органом – как в рамках заданного Правительством тарифа сделать так, чтобы интересно было всем. Но это, как Вы понимаете, дело хлопотное и отнюдь не быстрое.

Беседовал Антон ТУМАНОВ

РаспечататьЯрославская областьэнергетикареформаЯСКРогоцкийРАО ЕЭСОДНСовФед

МебельМаркт3

Сердце_Ярославля

© 2011 — 2023 "ЯРНОВОСТИ". Сделано наглядно в Modus studio

Яндекс.Метрика