ТРОЙКА_РЕД
Альфа_мед

Денис Добряков: Мы должны сделать так, чтобы из Рыбинска не уезжала молодежь

«Рыбинск — это как Питер, только маленький», — рассуждал когда-то один из собеседников ЯРНОВОСТЕЙ. Действительно, принято считать, что Санкт-Петербург — это не совсем Россия: особый климат, иная архитектура, уникальный характер жителей. Примерно то же самое можно сказать и о Рыбинске: это не совсем Ярославская область. Самобытный город с мощным промышленным потенциалом, а теперь еще и привлекающий огромное количество гостей со всей страны.

О том, как удалось сделать из Рыбинска бренд и почему дело не только в туризме, мы беседовали с Денисом Добряковым — единственным в регионе главой, избранным всенародным голосованием. Кстати, у Дениса Валерьевича сегодня день рождения.

— Денис Валерьевич, наша редакция поздравляет вас и с 52-летием, и с недавней победой на выборах главы Рыбинска. Как вы оцениваете голосование?

— Как абсолютно честное. Мы, я думаю, поставили рекорд по отсутствию каких-то политтехнологических операций и — самое главное! — затрат. Избирательный фонд был очень небольшим, мы решили довериться горожанам — и не прогадали.

В течение полугода мы работали в сумасшедшем режиме: выезды, объяснения, разговоры с людьми. И очень радостно, что люди в Рыбинске — умные. У нас нет толпы, которую можно направлять какими-то технологическими методами. Горожане сами разбираются, кто работает, а кто отбывает номер.

Так что результат я считаю закономерным. И ведь это же не 100 процентов за Добрякова! У нас есть четкое оппозиционное влияние, четкое неприятие каких-то вещей, которые предлагает моя команда. Но это неприятие со временем уменьшается, это видно.

— Вам, наверное, очень помогает то, что вы всенародно избранный глава города…

— Я всегда и везде говорю, что прямые выборы — это правильно! Помните, как в свое время немецких бургомистров взвешивали на городской площади? Прибавил в весе или нет, украл или не украл. Вот такое публичное действо должно производиться над каждым руководителем. Если человеку доверяют управление территорией, у него, во-первых, возникает колоссальное чувство ответственности — тебя выбрали, это в совести и в голове должно каждый день свербить. А во-вторых, появляется своего рода карт-бланш: вы меня выбрали — терпите, доверяйте и моему характеру, и моим знаниям. Одним словом, прямые выборы — это серьезный институт, который нельзя игнорировать.

— Денис Валерьевич, московские друзья нашей редакции, а их немало, в последнее время все чаще говорят: «Мы хотим приехать в Рыбинск на выходные, действительно ли там так красиво, как об этом рассказывают?». Разумеется, мы отвечаем, что все это чистая правда, поскольку и сами регулярно бываем в Рыбинске и любуемся его историческим центром. Как удалось превратить чисто промышленный город в туристический?

— Для начала хочу сказать всем вашим читателям: добро пожаловать в Рыбинск, мы всегда рады гостям! Если вернуться к сути вопроса, то город и сейчас остается промышленным. Главное, что происходит, — это экономика. Я не устану повторять, что бытие определяет сознание: без экономического базиса, без наших предприятий все будет ничтожно. А вот надстройка над этим базисом может быть любой…

Да, мы сделали упор на туристическую отрасль, она и стала той самой надстройкой. Это, образно говоря, поддерживающая ставка, но она так интересно и здорово играет, что ее можно принять за основное направление развития города. На самом деле это не совсем так…

— В смысле?

— Все довольно просто. Главная задача любого главы города — сделать так, чтобы в нем было комфортно жителям. А комфорт — это не только чистые улицы и хорошие дороги, это городская среда в самом широком смысле этого слова. В Рыбинске мы создаем ее через историю, через наше славное прошлое. Эту историю интересно изучать, копаться в ней, находить что-то креативное. Собственно говоря, так и появились «дореволюционные» вывески, которые теперь знамениты на всю Россию.

Понимаете, я не хочу, чтобы молодежь уезжала из города. У нас рядом два мощных «пылесоса» — Москва и Питер, которые вытягивают все кадры. Те люди, которые должны работать у нас, создавая то, чем мы гордимся, — авиадвигатели и корабли, уезжают в мегаполисы. Конечно, это естественный процесс, мировой опыт это подтверждает, но нужно учиться конкурировать за людей!

Я хочу, чтобы рыбинцы увидели в собственном городе не абстрактную «малую родину», а место, где можно комфортно жить здесь и сейчас.

— Денис Валерьевич, но вы ведь тоже уезжали из родного города…

— Да, я семь лет прожил в столице и не хочу туда возвращаться. У меня другие приоритеты: я хочу, чтобы у меня был нормальный выходной день, который можно провести с ребенком, чтобы можно было спокойно поехать в лес или на рыбалку.

Для меня важно жить в человеческом ритме, где не уходит масса времени на поездки на работу и с работы. И я бы очень хотел, чтобы наши города, особенно Рыбинск, стали альтернативным вариантом для проживания. Тем более — в последние два года в связи с пандемийной «перезагрузкой» и дистанционной работой все увидели, что можно жить здесь, а работать в любой точке мира. И сейчас у нас уже появляются, например, москвичи, переехавшие в Рыбинск. Они говорят: «Нам здесь комфортно жить, а работать там мы можем удаленно». В этом — будущее.

— Получается, что туристическая привлекательность — лишь верхушка айсберга?

— Не совсем. Мы действительно научились зарабатывать на туризме. И мы еще не все показали! Мы начали с купечества, но еще не рассказали, как это купечество трансформировалось в промышленность, как это купечество построило часть железных дорог Российской Империи… Как это купечество ни с того ни с сего переключилось на производство кораблей, привело сюда производство двигателей, которое стало ведущей отраслью.

У нас есть люди, которые видят только современность и не видят преемственности. Какой купеческий город? Зачем история? Мы же делаем хорошие железки! Я говорю: ребята, посмотрите, откуда это взялось! Не было бы накопления оборотных средств, никто бы сюда не пришел и не построил бы наши лучшие архитектурные творения — Хлебную биржу, Спасо-Преображенский собор.

Это же все построено на экономике, благодаря которой Рыбинск стал независимым и выдающимся и с точки зрения архитектуры, и с точки зрения промышленности. И надо эту взаимосвязь проследить и продвигать те элементы, которые являются драйверами развития города. Поэтому в первую очередь — экономика, заводы, среда, потом туризм и культура. А самое главное — образование. Все, что я назвал, имеет значение только тогда, когда люди имеют возможность получать здесь качественное образование. Здесь у нас пока пробел.

— А как же Рыбинский авиационно-технологический университет?

— Они очень стараются, но, к сожалению, убегая за требованиями Министерства образования, мы потеряли суть и ушли в поддержание статуса. Были институтом — стали университетом, а уровень образования упал. Заканчивая в свое время этот институт, я по уровню образования мог конкурировать (и конкурировал!) с любым выпускником МАИ или МВТУ. Вот к этому надо опять прийти и развить!

Нужно проработать абсолютно четкое взаимодействие университета с предприятием, которому требуются специалисты. У нас уже есть несколько проектов продвижения образования — от школьного до вузовского. Это и «Крылья Ростеха», и дополнительные договоры с «Вымпелом», с приборостроительным заводом. Даже относительно небольшие предприятия, такие как кабельное производство, уже заинтересованы в подготовке для себя кадров на будущую пятилетку, десятилетку. Это самая важная задача сейчас!

— Денис Валерьевич, напоследок зададим вопрос, который интересует многих наших читателей. Почему у Добрякова получается, а у многих глав — не очень. В чем секрет, в любви к родному городу?

— Не только. Семь лет назад я был приезжим работником в Севастополе, но до сих пор у меня там осталось колоссальное количество дружеских связей и с чиновниками, и с предпринимателями. А проработал я там меньше года. Мой подход — в сохранении аутентичности территории и традиционно сложившихся отношений.

Я рискну сейчас сказать об этом… Что было в Севастополе, когда он из украинского стал российским? Настрой у многих наших чиновников был такой: сейчас мы их научим жить. Кого учить? Они там всю жизнь прожили! Помню, я собрал заинтересованных лиц из своей отрасли (Добряков курировал блок городского хозяйства, архитектуры и строительства — прим. ЯРНОВОСТИ) и спросил: как у вас здесь это работало? Представляете, тариф на транспорт — пять рублей. Покажите мне у нас такое!

Так что все территории разные, и каждая учит. Я думаю, не обязательно, чтобы город возглавлял местный уроженец, но обязательно — понимание и погружение в территорию. И все же лучше, когда местный. Я ведь здесь каждый ручеек с детства знаю…

РаспечататьРыбинскДенис Добряков

МебельМаркт3

Сердце_Ярославля

© 2011 — 2023 "ЯРНОВОСТИ". Сделано наглядно в Modus studio

Яндекс.Метрика