
В преддверии выборов.
В преддверии выборов.
В Хакасии на выборах главы региона коммунисты не будут пытаться напрямую противодействовать единороссу, депутату Госдумы Сергею Соколу, который стал одним из парламентариев, участвующих в СВО.
Официально старт кампании пока не объявлен, по плану выборы состоятся в сентябре 2023 года. Напомним, сейчас Хакасией руководит член КПРФ Валентин Коновалов (1987 года рождения), в 2018 году неожиданно выигравший выборы у многолетнего главы региона Виктора Зимина. Вместе с тем источники, близкие к Администрации Президента, и эксперты уже несколько месяцев не скрывают, что ожидают назначения Сокола врио главы региона.
— Сергей Сокол давно претендует на пост главы региона, это покажет, что появятся первые губернаторы-ветераны, — пояснял один из собеседников ЯРНОВОСТЕЙ позицию центра еще несколько месяцев назад. По факту в Хакасии уже работает неформальный предвыборный штаб Сокола, готовый к официальному старту в любой момент.
На прошлой неделе в Telegram-каналах появились слухи, что Коновалов все же сохранит свой пост, так как Соколу предложат возглавить более «престижный» Красноярский край.
Эти публикации вызвали серьезное недовольство на Старой площади, ответственными за них назначили коммунистов, которые таким способом пытаются, с одной стороны, выдержать условия некой сделки, которую они заключили с Кремлем на этот предвыборный цикл, с другой — все же осложнить Соколу и единороссам задачу.
— Распространение тезиса «Он слишком хорош для этой должности, ему дадут повышение» — это прием удушения в объятиях. Такими действиями противники Сокола вносят сумятицу в региональные элиты Хакасии, так как напрямую против него работать не могут: это будет и нарушением сделки, и вызовет гнев патриотической общественности, так как нельзя говорить плохие вещи про участника СВО, — поясняет один из собеседников, близких к Администрации Президента.
Он добавляет, что Кремлю также не понравилось, когда начала распространяться информация о том, что лидер КПРФ Геннадий Зюганов встретится с председателем КНР Си Цзиньпином во время визита последнего в Москву. Встреча в итоге не состоялась, а КПРФ, вместо того чтобы заниматься международной повесткой, на прошлой неделе пришлось недовольно отвечать на призывы объединиться от «Справедливой России». С отъездом китайского лидера призывы закончились, по крайней мере — пока.
В последние годы КПРФ неоднократно подвергалась атакам со стороны провластных медиа и говорила о давлении на активистов в регионах, однако в 2022 году партия активно поддержала СВО и, как результат, ощутимо просела на региональных выборах, так как ни оппозиционно настроенный, ни лояльный избиратель не понял, в чем теперь принципиальное отличие коммунистов от власти.
В этом году ситуация несколько иная. Собеседник в руководстве КПРФ говорит, что Зюганов на последней встрече с президентом Владимиром Путиным эффективно обсудил с ним проблемы партии и в экстренных случаях может звонить ему напрямую, минуя Старую площадь, что вызывает недовольство последней. С другой стороны, распространяются слухи о скором уходе Зюганова и о том, что его преемником станет депутат Госдумы, член ЦК КПРФ Юрий Афонин.
— Со Старой площадью контактируют сейчас Зюганов и Афонин, — подтверждает собеседник в руководстве КПРФ.
Что, кроме отсутствия критики Сокола, включает «пакетная» сделка КПРФ с Кремлем, пока не ясно, хотя очевидно: также компартия не будет мешать победе в Москве действующего мэра Сергея Собянина. Недавно КПРФ исключила из партии за антивоенную позицию депутата Мосгордумы Евгения Ступина. Формируя списки кандидатов, коммунисты не будут допускать в них людей, которые не поддерживают СВО.
Политолог Александр Кынев отмечает, что конкретные договоренности Зюганова с Путиным неизвестны, однако обращает внимание на внезапное смягчение участи депутата-коммуниста во Владивостоке. Напомним, Приморский краевой суд отменил приговор Артему Самсонову, который в сентябре прошлого года вынес Советский районный суд, а мера пресечения была изменена на домашний арест. Ранее Самсонову дали 13 лет колонии строгого режима за демонстрацию в июле 2018 года фаллоимитатора в компании людей, среди которых оказался 11-летний мальчик. Самсонов отрицает обвинения и заявляет, что он находился в другом месте, с потерпевшим не был знаком до очной ставки, а ту самую секс-игрушку многие видели в руках как раз тех, кто теперь выступает в роли свидетелей обвинения.
— Тот же Коновалов досидел в кресле главы Хакасии почти до конца срока. Зато в Москве исключен Ступин. У меня есть ощущение, что есть какая-то пакетная договоренность, состоящая из взаимных уступок. Нет большего любителя таких договоренностей, чем Геннадий Зюганов. Что касается Сокола в Хакасии, конечно, я допускаю, что его могут отправить в регион побольше и попрестижнее, но на сами выборы, думаю, есть договоренность с коммунистами. Помимо всего прочего, коммунисты не завязаны исключительно на Администрацию Президента, у них есть лоббисты и в госкорпорациях, и в силовых ведомствах, и им не всегда надо заходить в Кремль через управление внутренней политики АП, — рассуждает Кынев.
Он добавляет, что в нынешнем политическом сезоне в самой слабой позиции находится «Справедливая Россия», а в неплохой — «Новые люди», коммунисты же продолжают жить своей собственной жизнью.
Политолог Константин Калачев отмечает, что после общения Зюганова с президентом, можно не беспокоиться за судьбу Орловской области. Родина Зюганова останется с губернатором от КПРФ (сейчас регион возглавляет коммунист Андрей Клычков).
— Во всем остальном решают особенности регионов. Хотя в КПРФ торжествует принцип демократического централизма, но у региональных отделений достаточно большая автономия. Кто-то договаривается с главой региона. Кто-то пытается набрать очки на контрпозиционировании. Звание главной оппозиционной партии обязывает. Угроз федеральному центру от коммунистов нет, а вот в регионах они хотели бы не только в поддавки играть. Хакасия, Алтайский край — там может быть интересно. Хотя рейтинг КПРФ в целом по стране не растет, но в отдельных субъектах у них где-то выше среднего, — отмечает Калачев.
Политолог Николай Юханов иначе оценивает положение компартии на старте региональных выборных кампаний: по его мнению, коммунисты пока безуспешно ищут свою нишу и к новым вызовам не готовы.
— Руководство партии поддерживает СВО, но все активные коммунисты в регионах связаны по рукам и ногам неформальным пактом о поддержке власти. Более того — региональные отделения все активнее начинают вписываться в единый фронт и коалицию по поддержке переизбрания президента Путина. Этот пакт предполагает и широкие договоренности на сентябрьских выборах, — говорит Юханов.
КПРФ в масштабах всей страны по-прежнему остается единственной альтернативой «Единой России», возражает политтехнолог Илья Паймушкин.
— Безусловно, в регионах есть специфика: за счет харизматичности, последовательности и авторитета местные политики, представляющие ту или иную партию, могут быть менее или более популярны. Например, в Ульяновской области солидный бэкграунд имел Алексей Куриный, в Марий Эл — Сергей Казанков и так далее. Действительно, гиперактивность депутатов от КПРФ в некоторых субъектах имеет место быть, и партия, как правило, от многих своих членов избавляется. И если бы был жив Владимир Жириновский, то, думаю, ЛДПР практически везде на региональных выборах могла бы быть второй. Есть еще одна проблема: там, где губернаторами становятся члены КПРФ, например, Алексей Русских в Ульяновской области, рейтинги партии значительно снижаются. В связи с этим стоит ожидать в таких регионах, что люди либо не придут на выборы, либо выберут кандидатов от других партий. В целом можно констатировать, что политическое поле зачищено, и конкуренция во многом носит номинальный характер, — констатирует Паймушкин.
КПРФ — не вполне типичный, но все же персоналистский проект, и власть Зюганова над ним будет сохраняться, пока он физически в состоянии его контролировать, напоминает политолог Михаил Захаров.
— Он все-таки смог сохранять контроль на протяжении уже 30 лет, выгнав оттуда и Купцова, и Семигина, и ревизионистов всех мастей — вплоть до недавнего показательного исключения из президиума ЦК Рашкина и Левченко, и пережив несколько поколений красных олигархов. Борьба же за наследство Зюганова пока толком не началась. Афонин как наследник все еще вполне перспективный вариант. Опять-таки он может показаться вполне компромиссной фигурой для старой зюгановской гвардии, типа Мельникова и Кашина или даже Ющенко. Все живое и более-менее независимое от воли Зюганова к ЦК почти не подпускают, да и из партии стараются периодически вычищать: вспомнить хотя бы периодические чистки в Московском горкоме. Что до электоральных перспектив, то КПРФ больше не выглядит бенефициаром протеста за счет демонстративного отстраивания от любых условных либералов. Но смерть Жириновского дает коммунистам неплохие перспективы оставаться партией номер два. И, соответственно, привлекать часть регионального бизнеса и свои честные процентов десять на выборах любого уровня, — заключает Захаров.
Екатерина Винокурова
Специально для ЯРНОВОСТЕЙ
Фото: Сергей Гунеев / РИА Новости
Распечатать
Комментарии: