
На сайте Уполномоченного при Президенте по правам ребенка опубликованы результаты проверки по факту гибели девочки в приюте в Мосейцево. Из этого текста четко следует, что проблемой мосейцевского приюта Павел Астахов занимался уже с 2013 года – на о
На сайте Уполномоченного при Президенте по правам ребенка опубликованы результаты проверки по факту гибели девочки в приюте в Мосейцево. Из этого текста четко следует, что проблемой мосейцевского приюта Павел Астахов занимался уже с 2013 года – на о
На сайте Уполномоченного при Президенте по правам ребенка опубликованы результаты проверки по факту гибели девочки в приюте в Мосейцево. Из этого текста четко следует, что проблемой мосейцевского приюта Павел Астахов занимался уже с 2013 года – на основании обращения «гражданки Алексеевой от имени многодетной матери Марины Б., которая временно проживала с детьми в «доме милосердия».
Проверяющие, работавшие в Ярославской области два дня, выяснили следующее: в 2007 году Людмила Любимова (1947 года рождения) удочерила 6 девочек-сирот, которых в дальнейшем воспитывала в соответствии с собственными религиозными представлениями в доме милосердия в деревне Мосейцево. Официальное название организации - МБОО «Угоднический дом милосердия», председателем является Рифа Гусманова.
Девочки не посещали школу и медицинские учреждения, находились на домашнем воспитании, много работали по хозяйству и систематически подвергались наказаниям. Любимова за социальными выплатами и пенсиями не обращалась.
В домах на земельном участке Любимовой в селе Мосейцево периодически проживали и другие граждане с детьми. В частности, Наталья Роговая с тремя приемными дочками. Женщины вместе вели подсобное хозяйство.
В ноябре 2014 года стало известно о смерти 13-летней приемной дочери Любимовой. На теле девочки были обнаружены многочисленные удары тупым предметом, кровоподтеки и ссадины. По словам приемной матери, озвученным в ряде СМИ, девочка сначала упала с печи, а потом упала в подвал, после чего умерла.
«Впервые Уполномоченный при Президенте РФ по правам ребенка Павел Астахов привлек внимание к проблемам «дома милосердия» еще в 2013 году в связи с обращением гражданки Алексеевой от имени многодетной матери Марины Б., которая временно проживала с детьми в «доме милосердия». Когда семья Марины Б. покинула Мосейцево, ее дочки стали рассказывать о том, что в доме Любимовой они подвергались действиям сексуального характера.
Уполномоченный при Президенте РФ по правам ребенка направил по данному обращению запросы Прокурору Тверской области и Прокурору Ростовской межрайонной прокуратуры Ярославской области. Из ответа Ростовской межрайонной прокуратуры следует, что по факту совершения насильственных действий сексуального характера в отношении дочери Марины Б. возбуждено уголовное дело по ст.132 УК РФ.
В ноябре 2014 года Уполномоченный при Президенте РФ по правам ребенка обратился к губернатору Ярославской области с требованием провести проверку деятельности социальных служб и органов опеки и попечительства района по предупреждению семейного неблагополучия. По результатам проверки Павел Астахов потребовал привлечь к ответственности всех виновных должностных лиц органов государственной власти и местного самоуправления, на которые возложены обязанности по контролю за соблюдением прав несовершеннолетних. Также Уполномоченный направил запрос прокурору Ярославской и главе Следственного комитета региона с требованием дать оценку бездействию органов системы профилактики, в том числе органов внутренних дел, опеки и попечительства, а также других должностных лиц органов государственной власти и местного самоуправления, на которых возложены обязанности по контролю за соблюдением прав несовершеннолетних», - говорится в официальном сообщении.
Получается, что Павел Астахов единственный проявил интерес к происходящему – отметим, о работе его регионального коллеги Татьяны Степановой здесь не сказано ни слова. Впрочем, она и сама ни разу не упоминала о том, что направляла запросы в правоохранительные органы. Татьяна Александровна ограничилась только посещением приюта, где увидела образцово-показательный хор, состоящий из упитанных девочек.
«По поручению Уполномоченного при Президенте РФ по правам ребенка Павла Астахова в Ярославскую область выехала комиссия юристов, которая провела собственное расследование гибели девочки в общине села Мосейцево Ярославской области. Проверкой вскрыты многочисленные нарушения федерального закона «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», Семейного кодекса РФ и иных нормативных актов в деятельности органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, приведшие к смерти девочки.
По мнению комиссии Уполномоченного при Президенте РФ по правам ребенка, нарушения начались с того момента, когда 60-летней Любимовой дали удочерить 6 девочек. Органами опеки и попечительства тогда было дано заключение о том, что удочерение отвечает интересам детей. Участвовавший в судебном заседании по данному делу прокурор, возражал против удовлетворения заявленных требований, поскольку Любимова не имела достаточного дохода для содержания шестерых детей.
При повторном рассмотрении этих же исковых требований Любимова представила трудовой договор, подтверждающий ее состоятельность, и решением Ростовского районного суда в отношении упомянутых малолетних, установлено удочерение со стороны Любимовой. С 2007 по 2010 органы опеки и попечительства работали с семьей Любимовой формально. С 2010 года контроль прекращен.
Психологи, работавшие с детьми Любимовой, установили, что девочек систематически наказывали: били палками, розгами, лишали еды. Медицинским осмотром у несовершеннолетних детей Любимовой обнаружены телесные повреждения: ссадины и кровоподтеки (характер повреждений уточняется следствием). У дочерей Роговой также выявлены телесные повреждения, недостатки физического и психического развития, заболевания. В отношении Любимовой и Роговой возбуждены уголовные дела по статье 156 УК РФ (Неисполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего).
Выяснено также, что дома в селе Мосейцево были приобретены Любимовой на деньги подопечных с разрешения органа опеки. Однако до настоящего времени, доля детей в вышеуказанном недвижимом имуществе не выделена», – говорится в официальном сообщении пресс-службы Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по правам ребенка.
Павел Астахов дал довольно жесткую оценку бездействию органов опеки и попечительства, но при этом почему-то обошел вниманием фигуру областного детского омбудсмена.
Впрочем, на ее счет можно отнести упоминание о «проверяющих органах, усыпленных внешним благополучием дома милосердия». Павел Астахов четко говорит, что сигналы из приюта поступали постоянно, но в регионе это было проигнорировано. Ну еще бы, никто же не подавал заявления. Астахову при этом не потребовалось никаких бумаг, чтобы направить в Ростовский район комиссию, которая нарушения нашла. Правда, будем справедливы: Астахов отмечает, что «по ярославскому Уполномоченному по правам ребенка тоже будет принято решение», но здесь он, что называется, «умывает руки», отдавая этот вопрос на откуп губернатору:
«Бездействие и попустительство со стороны проверяющих органов, усыпленных внешним благополучием дома милосердия, привело к тому, что воспитанница погибла при самых ужасающих обстоятельствах. Сигналы из «дома милосердия» поступали постоянно. Помимо возбуждения уголовного дела по 132 статье УК РФ, была информация о том, что в доме Любимовой плачут дети и не выходят около 8 дней, наконец, был выявлен факт побега воспитанницы. В регионе это было проигнорировано. Следствие пока не завершено. Я лично имел серьезный разговор с губернатором. По ярославскому Уполномоченному по правам ребенка тоже будет принято решение - это в компетенции региональных властей. Думаю, оценка бездействию органов системы профилактики, в том числе органов внутренних дел, опеки и попечительства, будет дана самая жесткая», – цитирует Павла Астахова пресс-служба.
Вот и получается, что вроде как недоволен Уполномоченный при Президенте по правам ребенка работой ярославского детского омбудсмена. Но напрямую об этом не говорит, упоминая только, что «решение тоже будет принято». Но разницу в подходе к исполнению своих должностных обязанностей Астахов все-таки продемонстрировал.
Распечатать
Комментарии: