
Во многом благодаря теннисистам.
Во многом благодаря теннисистам.
По-моему, никто после исполкома МОК, который состоялся во вторник, не написал, что организация во главе с Томасом Бахом признала свое решение о тотальном бане российского спорта ошибочным. Только одно это можно назвать важным прогрессом. И, несмотря на все негативные комментарии условий участия российских спортсменов в международных соревнованиях, политическое руководство страны не призывает к бойкоту. Наоборот, звучат предложения поработать с МОК по поводу новых правил допуска российских атлетов.
Собственно, пока вообще еще ничего не решено, МОК решил вбросить ряд идей и померить температуру в мировом спорте. Правда, тут будет очевидный побочный эффект в виде давления как со стороны России, так и Украины и ее союзников. Но вот то, что уже предложил МОК, это компромисс, который всех не устроил, но никто не бьет горшки и не заставляет спортсменов организовать бойкот.
Понятно, конечно, что никакого флага и гимна у России на международных аренах не будет еще долго. Однако на Олимпиадах символов государства уже и так давно нет из-за сочинских допинговых скандалов 2014 года. И опять же предложения о бойкоте звучат регулярно, правда, из уст пропагандистов и депутатов, которые бывают едины в двух лицах. В политическом руководстве или в руководстве Олимпийского комитета России такие идеи никогда не находили поддержки.
Сейчас, кстати, допинговая чистота является одним из условий допуска российских спортсменов на международные соревнования. Равно как и отсутствие принадлежности к армии и органам национальной безопасности, а также отсутствие заявлений или фактов участия в акциях в поддержку спецоперации на Украине.
То есть, например, потенциальным участникам международных соревнований придется уйти из ЦСКА и «Динамо». Президент СБР Виктор Майгуров уже заявил, что биатлонисты готовы это сделать, однако Международная федерация биатлона высказывается против рекомендаций МОК и допуска российских спортсменов на соревнования. И тут действительно возникает вопрос… МОК не может приказывать федерациям, поэтому как быть с теми, кто рекомендации проигнорирует?
Касательно вопроса о поддержке спецоперации ходит очень много мифов. Например, некоторые уверены, что нужно будет чуть ли не ставить автограф на украинском флаге или доказывать комиссии свои убеждения. Ничего этого не будет, ибо оно прямо противоречит Олимпийской хартии. Видимо, спортсменов ждет мониторинг интернета на предмет публичных заявлений и участия в различных акциях. Пока можно ориентироваться на кейсы с гимнастом Иваном Куляком, который дисквалифицирован за то, что вышел на награждение с буквой Z из пластыря на груди, или с шахматистом Сергеем Карякиным, который выпустил письменное заявление в поддержку спецоперации. Других случаев не было. Но вполне могут быть, однако единичные, потому что подавляющее большинство спортсменов соблюдали Олимпийскую хартию и не делали политических заявлений, чем опять же вызывали недовольство пропагандистов и персонально депутата Госдумы Романа Терюшкова. Люди же из мира спорта к позиции атлетов относились с пониманием.
Есть еще вопрос с командными видами спорта. До них россиян предлагается не допускать. Однако тут мы видим как причины (МОК понимает, что команда не может быть нейтральной), так и большие проблемы, потому что, во-первых, это дискриминация по паспорту, во-вторых, согласно Олимпийской хартии футболист ничем не отличается от пловца.
Вероятнее всего, исходя из правоприменительной практики, условия будут корректироваться, и российским представителям важно принять в этом участие.
Но вот легендарный тренер по фигурному катанию Татьяна Тарасова говорит о том, что в любом случае надо участвовать, ибо это пойдет на пользу отечественному спорту, а президент Федерации лыжных гонок России Елена Вяльбе с ней не согласна и считает, что ехать с такими условиями на соревнования не надо.
Впрочем, в мировом спорте есть прецедент, который требует внимательного изучения. Собственно, о нем говорил и президент МОК Томас Бах в качестве обоснования решения о допуске российских спортсменов к соревнованиям. Речь идет о теннисе, где россияне не были дисквалифицированы, а просто перешли под нейтральный флаг.
Понятно, что теннисисты живут в Европе или Америке, там тренируются и играют долгие годы друг против друга, так что им проще, чем, скажем, борцам греко-римского стиля. Однако давление испытывали и Международная федерация тенниса, и проводящие мировые туры ATP и WTA. Например, россиян и белорусов не пустили на Уимблдон. Но это англичанам стоило больших денег в виде штрафных санкций, а в случае повторения такой ситуации этот старейший турнир «Большого шлема» просто уберут из мирового теннисного календаря.
Как тут не вспомнить, что российскую теннисную федерацию возглавляет влиятельный член МОК Шамиль Тарпищев, который по сути и стоит у истоков современного российского тенниса. Не только его влияние, но и работа, результатом которой стали ведущие теннисисты мира с российским гражданством, видимо, позволили появиться этому лучу света в темном для нашей страны мировом спорте.
По словам вице-президента Федерации тенниса России, олимпийского чемпиона Евгения Кафельникова, российские любители спорта точно увидят соотечественников на Олимпиаде-2024 года в Париже. Ими станут как минимум теннисисты, вопрос по которым уже решен. Да и шансы на медали будут неплохими. Дело в том, что отбирается в первую очередь топ-40 по мировому рейтингу. В его мужской части сейчас Россию представляют Даниил Медведев, Андрей Рублев, Карен Хачанов, а в женской — Дарья Касаткина, Вероника Кудерметова, Людмила Самсонова, Екатерина Александрова и Анастасия Потапова. То есть вполне хватает и на отечественные финалы.
По словам Кафельникова, после решений о сохранении россиян и белорусов в соревнованиях было давление с украинской стороны, однако со временем оно прекратилось, потому что стало понятно, что наших спортсменов никто прогонять с кортов не будет. Более того — можно вспомнить даже матчи между российскими и украинскими теннисистами, которые заканчивались, как и все остальные, без всяких проблем для служб безопасности.
То есть, как говорится, могут, когда захотят.
Но тем не менее ситуация тотального бана в течение года и нынешней неопределенности вынуждает многих менять спортивное гражданство. Например, два представителя конного спорта приняли спортивное гражданство Палестины, посчитав его более ценным, чем российское. Палестина — член МОК, поэтому, наверное, в чем-то им действительно будет проще.
Известный спортивный комментатор Василий Уткин считает, что МОК своими решениями стимулирует россиян менять спортивное гражданство. Евгений Кафельников не согласен с этой точкой зрения и подчеркивает, что во многих видах спорта от момента смены спортивного гражданства до участия в соревнованиях должно пройти несколько лет так называемого карантина. Примером тут могут служить бразильские футболисты «Зенита» Малком и Клаудиньо, ставшие обладателями российских паспортов, но не права выступать за сборную.
Так что массовой смены спортивного гражданства ожидать вряд ли стоит. Тем более что российские спортивные федерации могут тут проявлять бюрократическое мастерство, особенно для того, чтобы препятствовать в смене флага лидерам, ибо их результаты приносят спортивным чиновникам неплохие дополнительные доходы, в том числе из бюджета. Да и, строго говоря, кому, например, будет интересна многострадальная российская легкая атлетика, если в ней не будет Марии Ласицкене?
Поэтому остается только надеяться на включение лоббистского потенциала ОКР и Минспорта, для того чтобы создать максимально благоприятные условия для российских спортсменов при отборе на международные соревнования. Часто можно услышать, что это невозможно. Однако почему же это удалось в теннисе и не получится в других видах спорта?
Пока же остается только поддержать мнение мудрой Татьяна Анатольевны Тарасовой, которая призывает участвовать в соревнованиях всех, кого позовут. Действительно, сейчас это наиболее принципиально даже пока не для развития, а для сохранения российского спорта.
Кирилл Шулика
Специально для ЯРНОВОСТЕЙ
Распечатать
Комментарии: