ТРОЙКА_РЕД
Альфа_мед

Nikita pst.: стрит-арт как разговор с городом об ответственности

Никита Афанасьев — уличный дизайнер, стрит-арт художник из Ярославля, известный под псевдонимом Nikita pst. Кистью, спреем и постерами он небрежно перефразирует крылатую фразу «Что ты сделал для хип-хопа в свои годы?» в вопрос: «Что ты сделал для города, которому должен?» и ставит во главу своего творчества маленького человека — самого себя и всех обитателей городской среды. Публикуем большой монолог — о пути от вандализма к собственному мнению.

«Это было в 2000-е, когда в Россию пришел хип-хоп, граффити, брейкданс вместе с Da Boogie Crew и другими историями. Он пришел и в Ярославль. Мы просто купили первые баллончики, когда нам было лет по 16, наверное. Собрались с пацанами и подумали: а давайте попробуем сегодня порисовать. Если получится нормальный кусок (рисунок), продолжим. Если фигня — забьем и будем заниматься чем-то другим.

И вот мы пришли к стенке, сделали просто офигенное граффити и поняли, что, видимо, остановиться уже не сможем. Представления о том, что такое «круто», мы черпали из журналов «Молоток», Cool, из клипов. Оказалось, что в 15-16 лет, когда ты адекватный уже парень, а руки растут не из жопы, можно делать красивые вещи.

Наши первые рисунки были очень ответственными. Мы не жалели на них краски — ее мы воровали на авторынке. Куски были намного круче чем то, что мы делали через год, когда уже начали заниматься откровенным бомбингом (нелегальное граффити). Это был Перекоп — я жил там долгое время. И очень быстро все зареставрировалось и исчезло. 

Мы были достаточно взрослыми, чтобы быстро наиграться. Я уважаю классический бомбинг. Просто мы все вместе из него тогда выросли, перешли к райтингу (легальное граффити), и это тоже себя изжило. Мы прекратили заниматься граффити, крю (команда) распалась.

Я еще тогда понял, что рисовать не умею. Мне всю жизнь нравилось перерисовывать — я брал журнал и пытался скопировать через кальку или еще как-то. Получалось очень хорошо. А рисовать самостоятельно мои руки не умели. Я вообще изначально всегда поправлял, что я не художник ни в коем случае, а уличный дизайнер.

Потом на пару лет я плотно увлекся сноубордингом, пока себе половину тела не переломал на всяких рейлах. И стал вспоминать, чем занимался раньше. Увидел где-то трафарет, и мне просто захотелось его вырезать.

«Просто попробую, как это будет». И получился классный холст — прям хороший, с первого раза. До сих пор считаю это какой-то классной работой. 

Я начал этим серьезно интересоваться и наткнулся в интернете на Flikr (фотохостинг, предназначенный для хранения цифровых фотографий и видеороликов) на художников из Парижа и Барселоны. Для меня открылся целый мир. Я понял, что и у нас есть куча каких-то маленьких вещей, которые я могу трансформировать. Для меня это стало, не знаю, идеей фикс.

Вот тогда, в 21 год, я сделал первый в своей жизни стрит-арт — это была маленькая трансформаторная будка. Она была за магазином «Перекресток» на Толбухина, на торцевой части здания. Всю перекрасил полностью, целая ночь ушла. Но ее тогда быстро достаточно закрасили. Тогда вообще закрашивали очень быстро все в городе. Сейчас хотя бы есть какое-то адекватное отношение к рисункам, они могут простоять несколько лет.

С тех пор я понял, что можно делать крутые вещи. И начал их понемногу воплощать в жизнь. Мне нравилось — я тогда катался на BMX (разновидность велосипеда) — сесть на бэм, поехать по ночному городу. У меня было ведерко под клей. Из него торчала длинная кисть с огромной ручкой. Был куплен лазерный принтер, я распечатывал постеры и клеил их по всему городу. До сих пор рассказываю и переживаю те эмоции.

Я это делал не для фейма (славы), не для кого-то. Просто меня перло приобщаться к этой всемирной культуре, в которой главной идеей, мне кажется, является то, что ты можешь себе позволить считать город своим и считать себя и его единым целым.

Я не говорю про какие-то вещи, которые считаются вандализмом. 

Баланс должен быть везде. Это степень твоей адекватности в любом деле. 

Я всегда понимаю, что могу получить п***ы, меня могут забрать менты, меня могут оштрафовать. Когда я выхожу на улицу, я принимаю ответственность за все, что я делаю. Если ты можешь нарисовать на магазине и потом подойти к хозяину и сказать: «Это выражение моего мнения», значит, ты имеешь на это право.

Неважно, что ты сделал — отвечай за это.

Я рисовал как-то безобидный рисунок Никулина у себя на улице, где живу, на большой двери. Она была последние десять лет всегда изтэггана (тэггинг — вид граффити, представляющий собой быстрое нанесение подписи автора на какие либо поверхности, зачастую в общественных местах), ее ни разу не красили...

Я люблю находить такие места, которые изрисованны до такой степени, что они становятся грязными. Как я сказал, во всем должен быть баланс. Есть двери, которые полностью расписаны, но гармонично. Потому что там тэгали крутые парни, и они знают, как делать красиво. А есть поверхности, где школьники наводят грязь. Я не против. Просто это те люди, которые выходят впервые на улицу, и уровня их самосознания еще не хватает. У всех он разный, и ответственность перед городом у каждого своя.

Так вот, я рисовал Никулина на этой двери, сам загрунтовал ее, все сделал, и ко мне подошла женщина и говорит: «А зачем вы рисуете Никулина?».

— Ну вот, я решил здесь нарисовать, мне нравится этот актер, — отвечаю.

— А мне не нравится. Я живу в этом доме. Мне не нравится рисунок и считаю, что его здесь быть не должно!

Я с ней пререкаться не стал, просто попытался донести, что эта дверь ей не принадлежит. Если у нее есть мнение по поводу моего Никулина, она может сделать там то, что считает нужным — это будет ее самовыражение. Я не буду снова рисовать Никулина на этом месте.

Если вам не нравится, что ваш дом исписан надписями, выходите, закрашивайте — не ждите, что это сделает кто-то другой.

Ничто не вечно, кроме человеческой глупости...

Пожалуй, не будет преувеличением сказать, что именно эта работа Никиты Pst. сделала его знаменитым на всю страну. Весной 2016 года художник нарисовал девушку на опоре нового моста через Которосль в Ярославле. Девушка прожила там совсем недолго, пока ее не забафили (закрасили). Именно тогда состоялся открытый диалог художника с городом.

«Эта история всплывает каждый год. Это была работа из достаточно большой серии. Я вписывал людей в какие-то городские элементы, которые изменил человек. И с помощью персонажей пытался придать обезличенным местам какую-то чувственность.

Люди к городской архитектуре относятся как к чему-то такому, что есть и есть. Плохое — переживем. Хорошее — ну слава богу. Люди не замечают. А я рисую, и это место вызывает некоторые эмоции. 

До сих пор говорят, мол, рисунок — говно, и правильно, что его замазали. Согласен, с точки зрения художественной ценности он ничего не представляет. Но вот я сделал все, что мог, чтобы тот рисунок был не очень стремным. Не знаю, у многих ли моя работа вызвала какие-то мысли, но мне без разницы. Я ведь просто выражю свое мнение. Если хотя бы у 10 человек из ста тысяч это вызовет эмоцию — я буду рад это узнать. Но никогда не буду думать, как кому-то понравиться специально.

Мнение и не должно нравиться. Это диалог с городом, внутренним я. Я лишь задаю вопросы, а улица на них отвечает. Мне — и вам.

Когда девушку так небрежно закрасили, я ответил на это городу. Это был прекрасный вечер. Мы с женой выпили немного вина и пошли гулять. Я взял с собой баночку краски, мы дошли до моста — с уже заранее придуманной фразой. И там я закрыл для себя этот спор.

Но важно понимать, что жесткость не привлекает. А я хочу внедрять стрит-арт, чтобы он был приятен людям, как часть городской среды. Со временем я понял, что это нужно делать аккуратно. Не чтобы он нравился, а чтобы он не вызывал отторжение.

Нравиться и быть уместным — разные вещи.

Поэтому я пришел к своим сегодняшним персонажам. Я придумал таких человечков, которые будут делать все, что мог бы сделать и я.

Их смысл в том, что мы мним себя маленькими людьми в большом городе. Мол, ну чего я выйду, что я смогу сделать, изменить... Но это же бред! Можно в одиночку сделать столько, что будет казаться, что целая армия прошла.

Для того, чтобы поддерживать твой фасад, нужно настолько мало времени и денег, что если бы люди хоть раз в жизни попробовали, то поняли, что такое по-настоящему любить свой подъезд, дом, город.

Нефиг на кого-то ссылаться. Ты не маленький человечек. Ты — нечто большее».

Распечататьстрит-артnikita pst.

СтройТрест
МебельМаркт3

Сердце_Ярославля

© 2011 — 2023 "ЯРНОВОСТИ". Сделано наглядно в Modus studio

Яндекс.Метрика