ТРОЙКА_РЕД
Альфа_мед

Омбудсмен Сергей Бабуркин рассказал о защите прав ярославцев и жителей области в 2022 году

Ежедневно уполномоченный по правам человека в Ярославской области получает и рассматривает более десятка обращений. Сергей Бабуркин рассказал, какие проблемы особенно волновали людей в уходящем году и как удается восстанавливать права жителей региона.

— Сергей Александрович, вы уже давно стоите на защите прав граждан в нашем регионе. Чем работа в этом году отличается от предыдущих?

— Нынешний год стал десятым, юбилейным годом работы уполномоченного по правам человека в Ярославской области. Можно сказать, что в этом году мы подводим предварительные итоги работы за эти десять лет, анализируем проделанную работу, делаем выводы, в каких еще направлениях можно усилить и укрепить созданный в 2013 году региональный институт государственной правозащиты.

Так, нынешний год ознаменовался дальнейшим развитием правозащитной структуры института уполномоченного. В дополнение к ранее существовавшему общественному совету был создан экспертный совет, в который вошли представители академического сообщества, эксперты в области защиты отдельных отраслей права, практикующие адвокаты и юристы, представители региональной журналистики. Активно развивается созданный в прошлом году молодежный экспертный совет. Во всех муниципальных образованиях открыты общественные приемные, что позволяет сделать правовую помощь более доступной. В районах области и до этого работали мои общественные помощники, теперь же у них появились официальные офисы, куда местные жители могут принести письменные заявления или обратиться за предварительной консультацией. 

Ну и конечно, в моей работе нашла отражение тема специальной военной операции. В реестре обращений к уполномоченному появился новый раздел — обращения, связанные с частичной военной мобилизацией и участием наших граждан в СВО.


Личная встреча с мобилизованными в учебном центре.

— Традиционный ежегодный вопрос: увеличилось ли количество обращений к вам по сравнению с прошлым годом? Какие проблемы чаще всего волнуют жителей Ярославской области?

— Количество обращений увеличилось, причем оно растет ежегодно. Я связываю эту тенденцию с повышением правовой грамотности людей, ростом известности и уровня доверия к уполномоченному как институту государственной правозащиты. За неполные 12 месяцев нынешнего года ко мне поступило 3 323 обращения, из них 40 коллективных. Для сравнения, за весь 2021 год было рассмотрено 2 763 обращения, из которых коллективных — 32. На первом месте по количеству, как и в прошлом году, находятся обращения, связанные с правом на жилище. Сюда относятся жалобы на ненадлежащее обеспечение жилищно-коммунальными услугами и спорные вопросы по их оплате, проблемы расселения аварийных домов и предоставления жилья погорельцам. Решать их непросто. Так, более года длилась упорная работа по защите прав жителей аварийного дома на Портовой набережной в Ярославле, примыкающего к зданию следственного изолятора. В октябре мэрия Ярославля все же начала процесс расселения этого дома. 

Решен жилищный вопрос двух пенсионеров из поселка Толга, восемь лет коротавших старость в бытовке на пепелище сгоревшего дома. В результате совместной работы с прокуратурой пожилые и больные люди были поставлены на учет для внеочередного предоставления жилья и на основании судебного решения получили новую квартиру. 

— Вы упомянули об обращениях в связи со специальной военной операцией. Что в них?

— Часть обращений касается различных вопросов в связи с самой процедурой частичной мобилизации: повестки приходили людям старше пятидесяти лет или с серьезными хроническими заболеваниями либо недавно перенесшим операцию, многодетным. Но были и противоположные жалобы: на то, что не берут на военную службу — по возрасту или по состоянию здоровья. Так 64-летний ярославец, офицер в отставке, в первые дни мобилизации добровольно явился в военкомат, но получил отказ. На личном приеме мужчина рассказал свою историю. Военная стезя, еще в советские годы, привела его в Харьковскую область. Но после известных событий 2014 года он счел своим долгом поддержать жителей Донбасса и полтора года сражался в ополчении ДНР. Потом приехал в Ярославль, чтобы ухаживать за престарелой матерью. Между тем сын мужчины, оставшийся на Украине, оказался в рядах националистического формирования. В ходе боевых действий был ранен и взят в плен нашими войсками. Вылечили и выходили украинского нацбатовца донецкие врачи, но, несмотря на это, парень морально остался на той стороне, категорически отказался общаться с отцом, восстанавливать с ним родственные отношения. Такая вот семейная драма! Участвовавший в совместном приеме военный комиссар Ярославской области Игорь Гостев предложил заявителю в случае успешного прохождения медицинской комиссии заключить военный контракт в качестве добровольца.

Поступают ко мне и обращения родственников военнослужащих, участвующих в военной операции. Как правило, родные обеспокоены длительным отсутствием вестей от своих мужей или сыновей и просят узнать, что с ними.

Есть просьбы о содействии в освобождении военнослужащих из плена. Конечно, я стараюсь использовать все возможности. Последний случай — освобождение из плена жителя Рыбинска Евгения Коровушкина. Запрос от его семьи поступил ко мне 20 ноября. Я связался с уполномоченным по правам человека в Российской Федерации Татьяной Николаевной Москальковой, которая ведет большую работу по вызволению наших соотечественников. В аппарате федерального омбудсмена создана оперативная группа по решению этих вопросов. 6 декабря Евгений был освобожден в результате очередного обмена военнопленными. 

В первые недели после объявления мобилизации были вопросы по выплате денежного довольствия военнослужащим, по социальной помощи семьям. На основании этих обращений выявилась серьезная законодательная недоработка, о которой я проинформировал региональную власть. Дело в том, что законом Ярославской области, принятым в октябре, был установлен целый ряд мер социальной поддержки семьям мобилизованных, однако за рамками этой заботы оказались семьи военнослужащих, добровольно участвующих в СВО. Спустя месяц был принят еще один региональный закон, распространяющий меры социальной поддержки на семьи добровольцев. К сожалению, пока остаются нерешенными подобные вопросы, возникшие из-за межрегиональных законодательных нестыковок. Например, без мер социальной поддержки в нашем регионе остаются семьи тех военнослужащих, которые были призваны по месту постоянной регистрации в других областях. И наоборот, жительница Подмосковья и ее дети не могут получить социальные льготы, поскольку глава семьи призывался ярославским военкоматом. Об этой проблеме я проинформировал федерального омбудсмена Татьяну Николаевну Москалькову, попросил донести ее до законодателей и по возможности разрешить на федеральном уровне.

Все обращения очень внимательно разбираются, в том числе с участием военного комиссариата, прокуратуры, руководителей областного учебного центра по подготовке военнослужащих. Хочу отметить, что в основном проблемы и конфликтные ситуации возникали из-за неслаженности процесса. Например, многие многодетные отцы, попавшие под указ о мобилизации в первые дни, после появления уточняющих распоряжений вернулись домой.


Рабочая встреча с военным комиссаром Ярославской области

— Другая сторона СВО — беженцы из зоны боевых действий. Какие здесь проблемы?

— Я регулярно посещаю пункты временного размещения эвакуированных граждан. Первая встреча состоялась в Сахареже 20 марта, через день после прибытия 480 человек из Мариуполя. Тогда основные вопросы у людей были об оформлении и восстановлении документов, получении материальной и медицинской помощи, обмене гривен на рубли, об устройстве детей в школу или детский сад, о помощи в поиске родственников. При этом все отмечали внимательное и доброе отношение к ним, теплый прием, хорошие условия размещения. В дальнейшем я побывал во всех пунктах временного размещения на территории нашего региона, в некоторых не по одному разу. Сейчас уже практически не стоят вопросы оформления гражданства или получения вида на жительство. Но, например, многие пенсионеры не могут подтвердить трудовой стаж или трудовые заслуги и получают лишь минимальную социальную пенсию.


Личный прием эвакуированных граждан в ПВР

«Когда мы спустились в подвал, чтобы спастись от обстрелов, я же не думала, что мне там трудовая книжка понадобится!», — посетовала одна из беженок и рассказала, что проработала больше 40 лет на одном месте — на заводе «Азовсталь». Понятно, что никаких архивов этого предприятия не сохранилось.

Другими основными проблемами эвакуированных являются жилье и трудоустройство. Большинство из них очень трудно решить на региональном уровне. Я информирую федерального уполномоченного, там идет обобщение поступающих сигналов изо всех регионов, и они доводятся до соответствующих государственных структур.

— Вы тесно взаимодействуете с прокуратурой и другими правоохранительными структурами в деле защиты прав граждан. А удается ли решать проблемы людей «мирным» путем? Какие для этого есть инструменты?

— Очень многие вопросы, с которыми обращаются граждане, находятся в компетенции региональных органов власти и органов местного самоуправления. По таким вопросам, если проверкой выявлено нарушение прав, я направляю туда рекомендации об устранении нарушений. И нередко это оказывается достаточным. Если решение проблемы требует корректировки или совершенствования нормативной базы, то обращаюсь в законодательный орган власти. Уполномоченный не обладает правом самостоятельной законодательной инициативы, но может указывать на необходимость законодательной корректировки.

Подобным путем была устранена несправедливость с предоставлением социальных льгот семьям добровольных участников СВО, о чем я рассказывал. Принятием поправок в региональный закон была снята острота проблемы с ремонтом бывших общежитий, переданных в государственную и муниципальную собственность. В свое время из программы капремонта исключили дома, в которых менее пяти квартир, в том числе бывшие общежития, так как нумерация в них покомнатная, значит, официально в многоэтажном здании может быть всего две или три квартиры. Только в Ярославле таких домов 72, а по области — 140. От большинства из них отказались управляющие компании, текущий ремонт давно не проводится. Я обратил внимание на эту проблему, и 30 мая Ярославская областная дума приняла необходимые законодательные поправки, возвращающие эти дома в программу капремонта.

В конце октября были приняты законодательные изменения в отношении многодетных семей с детьми-студентами. Ранее я неоднократно обращал внимание органов власти на то, что поддержку из регионального бюджета перестают получать многие многодетные семьи, после того как старшие дети достигают 18-летнего возраста. Как правило, молодые люди еще не могут себя обеспечивать, так как учатся в вузах или колледжах, то есть материальное положение таких семей ухудшалось. Теперь многодетные семьи могут продолжать пользоваться частью предусмотренных мер поддержки, пока старшие дети не достигнут 23-летнего возраста — в том случае, если они очно учатся в вузе или организации среднего профессионального образования.

— Некоторые вопросы, скорее всего, требуют подключения регионального руководства. Находите ли отклик на высшем уровне?

— Вы совершенно правы, ряд вопросов, поставленных в обращениях граждан, были решены по поручению губернатора области Михаила Евраева, которые он дал на основании моих обращений к нему, а также материалов ежегодного доклада уполномоченного за 2021 год. Сейчас началась подготовка доклада за 2022 год, в котором будут отражены динамика правозащитной ситуации в Ярославской области, отмечены выявленные проблемы и сформулированы предложения по их решению.


День Уполномоченного в Ростовском районе

— Сергей Александрович, вы сказали, что к вам поступило несколько десятков коллективных обращений. О чем они?

— Большинство этих обращений можно отнести к категории права на благоприятные условия проживания. Это жалобы на предприятия, допускающие экологические нарушения. В ноябре и декабре поступило сразу несколько коллективных обращений, связанных с землепользованием. И затрагивают они интересы многих людей как с одной, так и с другой стороны конфликта.

Это, например, коллективное обращение от жителей Карабихского сельского поселения, на территории которого, между Белкино и деревней Прохоровское, планируется создание городского кладбища. Выделения земли для нового муниципального кладбища давно уже добивались городские власти, так как все существующие места захоронений себя исчерпали. Но местные жители резко против такого соседства. Они говорят, что их жизнь и жизнь их детей «превратится в сплошные похороны». Кроме того, люди переживают, что кладбищенские стоки отравят водные источники, которыми они пользуются.

В этом случае необходимо проведение всесторонней экологической экспертизы. Возникают вопросы по размерам кладбища и санитарной зоны. Кроме того, граница будущего кладбища смыкается с границей особо охраняемой природной территории «Долина реки Талица». Сейчас я жду ответов из департамента охраны окружающей среды и природопользования Ярославской области, из природоохранной прокуратуры.

Еще одно коллективное обращение подписали 180 жителей Туношенского сельского поселения. Жители деревень Воробино, Малышево, Ярцево, Сопелки, Орлово требуют остановить разработку новых песчаных карьеров около этих населенных пунктов. Несколько лет уже ведется добыча песка на северной стороне Воробино, а теперь еще один карьер может появиться на поле между Воробино и Сопелками, а также с другой стороны дороги, вплотную к южной окраине деревни. По словам жителей, Воробино окажется на острове, окруженном промышленными разработками и глубокими карьерами с водой. Уже сейчас в результате недропользования из деревенских колодцев и скважин ушла вода. Люди писали в областную и природоохранную прокуратуры, в МЧС, в региональные департаменты, даже в Госдуму и президенту. На какое-то время новые разработки были отложены, но недавно был утвержден новый Генеральный план поселения, по которому огромные земельные участки отводятся под добычу песка.

Обращения такого рода показывают, что есть существенные недостатки во взаимодействии органов местного самоуправления с гражданами, нет баланса между инфраструктурными интересами и интересами местных жителей. Видимо, есть законодательные пробелы в процедуре проведения общественных обсуждений и принятии решений, серьезно затрагивающих интересы многих людей. Со всем этим предстоит разбираться и делать соответствующие выводы.

В заключение же я хочу поблагодарить губернатора и правительство области, Ярославскую областную Думу, органы местного самоуправления, правоохранительные структуры, общественные организации и СМИ за взаимодействие и сотрудничество в деле обеспечения и восстановления прав жителей нашей области в уходящем 2022 году.

Напомним, что записаться на личный прием к Уполномоченному по правам человека в Ярославской области или получить правовую консультацию можно по телефону (4852) 78-60-32 и через круглосуточную интернет-приемную.

Можно направить письменные обращения по адресу: 150000, г. Ярославль, ул. Революционная, д. 28, по электронной почте: upch@yarregion.ru, оставить сообщение на официальной странице Уполномоченного в соцсети ВКонтакте. Следить за новостями Уполномоченного удобно в Telegram-канале омбудсмена.

РаспечататьСергей Бабуркинигорь гостевчастичная мобилизация

СтройТрест
МебельМаркт3

Сердце_Ярославля

© 2011 — 2023 "ЯРНОВОСТИ". Сделано наглядно в Modus studio

Яндекс.Метрика