
И почему «плохим» русским быть не так уж плохо.
И почему «плохим» русским быть не так уж плохо.
В Юрмале пройдет дискуссия на тему «Как быть, если ты — россиянин?».
В последние недели споры между уехавшими и оставшимися обострились почти до такого же состояния холодной гражданской войны, как между противниками и сторонниками спецоперации на Украине.
Уехавшие предлагают смириться с невыдачей виз (их ВНЖ, вероятно, отказ в выдаче виз россиянам не затронет) и осознать, что любой человек с паспортом Российской Федерации причастен к преступлениям против человечества и должен разделить ответственность с такими же обычными людьми или даже вычеркнут из человечества, как выразилась одна известная публицистка, которая, конечно, не находится сейчас в России.
Не будем приводить примеры коллективной ответственности: гонения на евреев «за распятие Христа», депортации целых народов в Великую Отечественную войну, средневековые практики уничтожения или, например, ослепления или нанесения иных увечий жителям покоренных городов.
Но дело в том, что невозможно найти в истории примеры движения, хоть сколько-нибудь массового, суть которого заключалась бы в призывах к ликвидации своего народа в той или иной форме — будь то историческая память, физическое уничтожение и так далее.
В связи с этим хочется проговорить очень простой и грубый тезис.
Вы уехали. Молодцы, «статусные», герои, да кто угодно!
Если вы хотите перестать именовать себя русскими (или представителями какого-либо другого народа) — это ваше частное дело.
Если вы хотите перестать иметь отношение к стране, где вы родились, это тоже ваше дело.
Есть один момент: говоря «А», говорите и «Б».
Если вы считаете, что русские, как нация, достойны унижения, то перестаньте говорить от имени всех, кто родился или живет в России. Выполните вашу собственную программу, сделайте то, к чему призываете — станьте сугубо частными лицами без национальности и гражданства, забудьте русский язык, не давайте оценок чужой для вас истории и политике и не судите о гражданах совершенно чужой, по вашим же словам, страны.
Не зарабатывайте деньги, вещая на чужом для вас языке. Не берите гранты на работу с чужим вам обществом. Если вам звонят журналисты и просят дать комментарий о российских событиях, отвечайте просто: «Дела посторонней страны меня не касаются».
Это же касается тех, кто считает, что унижения и покаяния достойны все русские, за исключением немногих «хороших», с правильными взглядами…
Ну не надо зарабатывать на плохих русских, не надо к ним обращаться как к аудитории, не надо делать себе имя на контрасте с «обитателями Мордора».
Оставьте в покое и сторонников, и противников СВО, которые считают и будут продолжать считать Россию своей страной и которым еще предстоят трудные разговоры и решения.
Давайте оговоримся: эти слова не относятся к всем эмигрантам в целом, особенно тем, кто уехал в ситуации возбуждения против себя уголовного дела. Среди эмигрантов есть огромное количество людей, достойных уважения, да и даже просто знакомых. К сожалению, голоса тех уехавших, кто говорит о том, что недопустимо унижать и приравнивать к людям второго сорта целую нацию, кто говорит о своей вере в Россию и в россиян, оказалась практически не слышны за криками о «хороших» или «статусных» русских, призывами в лучшем случае к сегрегации и новым санкциям.
Замечу, что российская власть, скорее всего, пропустит (да уже пропускает) эту прекрасную подачу в ее сторону и в который раз упустит возможность заявить, что Россия готова быть домом для собственных граждан с разными взглядами, учитывая, что гражданам надо при этом где-то о чем-то высказываться, смотреть не только патриотические каналы, да и вообще, эти ужасные россияне, оказывается, разные. В нашей стране сейчас также принято негласное деление на «хороших» и «плохих» русских, которые не поддерживают происходящее частично или полностью.
Впрочем, быть даже «плохим русским» в собственной стране как-то проще.
Несколько дней назад я встречалась со старым другом, большим противником спецоперации, да и российской власти в целом, при этом человеком вполне обеспеченным.
Он сказал: «Знаешь, лучше я останусь здесь, чем унижаться — там, где меня изначально считают человеком второго сорта».
Когда-то о генерале де Голле было сказано, что, уехав из Франции, он унес с собой ее честь и спас ее.
Спасти честь России, кажется, сейчас возможно, только если остаться здесь.
Екатерина Винокурова
Специально для ЯРНОВОСТЕЙ
Комментарии: