Сергей Пускепалис: «Взаимодействовать со всей Россией и местным зрителем — это первейшая задача сейчас»

Сергей Пускепалис зашел в гости к ЯРНОВОСТЯМ в перерывах между деловыми встречами, буквально на полчаса. После этого он вернулся в Волковский, чтобы обсудить новые проекты. Вечером у него — встреча с губернатором Дмитрием Мироновым.

ЯРНОВОСТИ: Добрый день, Сергей Витауто. Давайте немного проследим хронологию. Следили ли за ситуацией в театре, когда работали в Москве?

— Эпизодически, потому что я знал, что театр остался в надежных творческих руках Марчелли. Результат — четыре «Золотых маски», которые театр получил к тому времени. Достаточно серьезный успех у московской критики. Я знаю просто и почерк Жени — это такая выдающаяся личность и очень талантливый режиссер. Но, конечно, которому мало дела до ярославской публики. Он работал на международный уровень. Поэтому тут, мне так кажется, существует — сейчас в дела вхожу — легкий такой, ненавязчивый перекос. Чуть–чуть не до местных жителей было в театре. Хотя, с другой стороны, все равно эти спектакли формируют уже и зрительскую массу, интерес. Следил, но эпизодически. Потом, конечно, с новой силой интерес возник, когда [развилась] ситуация, конфликт этот... [наблюдал] без радости в сердце.

ЯРНОВОСТИ: Как о конфликте узнали?

— Из СМИ. Мы, режиссеры, в этом смысле — все индивидуалисты, поэтому в жизнь и проблемы коллег не лезем. 

ЯРНОВОСТИ: Ваша цитата из журнала «Театр» о назначении в качестве худрука Волковского, середина июля: «Этот вопрос сейчас на стадии переговоров, размышлений, раздумий. Вопрос ведь непростой. Нельзя принимать быстрых решений. Я думаю, что 19 августа на сборе труппы все будет точно известно».

— Так и получилось.

ЯРНОВОСТИ: Существовала договоренность с Минкультом о работе еще до проведения конкурса концепций?

— Не договоренность, а консультации. Они существовали не только у меня, но и у остальных восьми претендентов. Правда, они чуть позже возникли. А со мной – чуть раньше, потому что у меня уже был опыт работы в этом театре. Вот и все. То есть было предложение, время подумать, потому что у меня было, чем заниматься — договоренности, которые существуют...

ЯРНОВОСТИ: Как вам, в таком случае, далось решение перейти в Волковский? Вы оставляете место заместителя худрука в МХАТе, съемки в кино, и переезжаете в Ярославль. Вам не кажется, что это отчасти понижение?

— Нет, не кажется. Потому что театр уникальный, надо использовать его историческую уникальность, внимание, которое сейчас обращают первые лица. Я понимаю, что на практике ранее этого не было, но вот ко мне Дмитрий Юрьевич Миронов приходит в театр. Его живо интересует этот вопрос после того скандала, который здесь существовал. Хочется, чтобы он сгладился, и чтобы ситуация пошла в сторону улучшения.

ЯРНОВОСТИ: Когда планируете переехать в Ярославль?

— Я уже все. А мне что? Подпоясался да поехал.

ЯРНОВОСТИ: О творческих планах говорить рано. Важным видится вопрос с труппой, который можно сформулировать так — есть ли вообще с ней какие–то вопросы?

— Вопросы, конечно, существуют. Это живые люди с их проблемами, с их тревогами. У них судьба, у них семьи. Кто–то, так сказать, переживает — долго не выходил на сцену. О своей будущности каждый переживает, все люди. Вот уже было у меня первое заседание художественного совета, который был избран, как я посчитал, большинством голосов. Я понимаю, из каких движений возникает та или иная кандидатура. И все движения коллектива были представлены на художественном совете. Мы обсудили все, приняли решение. И по поводу занятости труппы — хочу на ЯРНОВОСТЯХ анонсировать наш проект «Открытый театр». (Мы писали об этом подробно ранее — прим.ред.). Вот сейчас я с вами поговорю — в течение дня у меня будут встречи с каждой из групп, ответственных за то или иное направление. Списки на худсовете обсудили, идею поддержали. Я поддержан коллегами. Дальше будем ориентироваться на реакцию. Все работой проверим.

ЯРНОВОСТИ: Как актеры к вам будут обращаться, кстати? По имени–отчеству? Раньше вы говорили нам, что возвращаетесь к своим друзьям...

— Уважительно ко мне будут обращаться. Надеюсь, будут для этого основания.

ЯРНОВОСТИ: У вас сейчас явно полномочия шире, чем у художественного руководителя. Вопрос с назначением директора уже каким–то образом решается?

— Он должен быть очень органично решен, потому что вы сами видите, что такое противостояние между директором и художественным руководителем. Потому что по уставу [соотношение обязанностей] 50/50. То есть мы должны коллегиально принимать решение. Художественный руководитель в данном контексте имеет немножко больше обязанностей. Сейчас все ждут кандидатуру, которая бы меня устроила. Не только меня, конечно, но и ситуацию — должен быть очень дельный человек, который бы действительно тут находился, вник бы во все, ему было бы интересно. Ищу. Ну надо это делать очень аккуратно, потому что не должно быть «давайте абы кого», а потом... Это тоже судьба.

ЯРНОВОСТИ: Вопрос по репертуару. Вы работали в МХАТе с Захаром Прилепиным, например. Кроме того, тематика патриотическая, связанная с ДНР и ЛНР... Повлияет ли это каким–то образом на постановки Волковского? Приедет ли к нам Прилепин?

— Если найдет возможность. Я вот 31 августа еду на годовщину гибели Александра Захарченко (бывшего главы ДНР, погибшего 31 августа 2018 года в результате взрыва в кафе «Сепар» в центре Донецка — прим. ред.). Собираемся мы все на хуторе Захара, помянем этого замечательного человека, вспомним этот трагический случай, обсудим, что там вообще происходит. Если Захар найдет возможность сюда приехать, то я был бы рад. Его любят у нас. А повлияет ли это или не повлияет — она, по–моему, на всех влияет тем или иным образом. Потому что я не знаю... Нужно быть не человеком, чтобы тебя не касалось то, происходит сейчас в Донбассе, когда стреляют в людей, убивают, а мы в это время сидим с вами чай пьем. Конечно, волнует. Просто другое дело, чем эта ситуация закончится, с какими последствиями — более тяжелыми или менее.

ЯРНОВОСТИ: То есть на репертуаре это скажется?

— Да, мы прямо завтра начнем про Донецк все делать. Ну как скажется? Вот вы задаете такой вопрос. Если будет что–то талантливое, интересное. Понимаете, уже поставленный вами вопрос находится в такой плоскости — мы до этого жили так, а сейчас мы, с учетом моей дружбы с Захаром Прилепиным и убитым Захарченко, жестко повлияем на ситуацию, что я сейчас брошу все и начну размахивать флагом ДНР. Репертуар в театре останется классическим и интересным для людей, про сегодняшнюю жизнь в том числе.

ЯРНОВОСТИ: Станет ли театр более ориентированным на местного зрителя?

— Он не может быть ориентированным только на ярославского зрителя, потому что это все же федеральный театр. Он должен в себе все сочетать. Это как раз уникальность Волковского театра — вроде как он федеральный, но находящийся в регионе. Это такая интересная особенность. Мне кажется, что мы должны полностью взаимодейстовать с публикой — это наша корневая система, она и родила этот театр. Но в в то же время отвечать другим оценкам и критериям, которые присутствуют в другой театральной жизни. Взаимодействовать со всей Россией и местным зрителем — это сейчас первейшая задача.

P.S.: Уходя, Сергей Пускепалис сказал: «Следите за нами. Мы вам в этом посодействуем».

РаспечататьВолковский театрСергей Пускепалисхудожественный руководитель

© 2011 — 2023 "ЯРНОВОСТИ". Сделано наглядно в Modus studio

Яндекс.Метрика