
Если в зоне СВО что-то пойдет не так.
Если в зоне СВО что-то пойдет не так.
В политических кругах уже несколько недель обсуждают, пойдет ли Кремль на отмену выборов разного уровня в 2023 году в случае неблагоприятного развития ситуации в зоне СВО, которое может привести к падению рейтингов власти.
Многие политтехнологи из числа знакомых ЯРНОВОСТЕЙ говорят, что крайне не уверены в своих контрактах на будущий год и, рассуждая о планах, добавляют: «Если будут выборы». По их словам, дискуссия ведется как минимум об окончательной отмене выборов мэров и, возможно, о переходе каких-то регионов к модели назначения губернатора через голосование в заксобраниях, пока подконтрольных «Единой России».
Другие политконсультанты, напротив, говорят, что выборы будут сохранять до последнего, так как власть хочет действовать в логике «новой нормальности», чтобы у людей сохранялось ощущение хоть какой-то стабильности. Термином «новая нормальность» близкие к Кремлю источники активно оперировали и при подготовке выборов в единый день голосования 2022 года, когда, например, сняли ковидные ограничения и разрешили проводить привычные людям ярмарки возле участков для голосования.
— Подготовка в единому дню голосования 2023 года уже запущена, обсуждаются кампании для разных регионов, идет проработка сценариев, — говорит один из близких к Кремлю политконсультантов, добавляя, что, впрочем, ни о каком «выпуске пара» речи идти не будет: все кампании будут идти по максимально согласованным сценариям с учетом как внешних рисков (события на фронте, угрозы терактов и диверсий), так и внутренних (протестные настроения).
— Ключевая задача политтехнологов, которые будут вести кампании кандидатов от власти, — не допустить «неожиданностей»: от выигрыша случайных кандидатов-спойлеров до любых публичных эксцессов, — добавляет собеседник ЯРНОВОСТЕЙ из числа политконсультантов, присутствующих на соответствующих совещаниях в Администрации Президента.
Руководитель Центра развития региональной политики Илья Гращенков считает, что противоположные слухи из кулуаров — это следствие внутренней конкуренции двух противоборствующих структур в кремлевских элитах.
— Первая группа заинтересована в выборах, так как оказывает на них влияние и через этот механизм может избирать на роль глав регионов нужных им людей. Для этой группы отказ от выборов — это отказ от собственных полномочий. Вторая группа хотела бы как раз эти возможности перехватить, и это можно сделать через отказ от выборов. Все зависит от решения президента, и, думаю, каждая из групп будет пытаться склонить его к принятию того или иного решения. Я думаю, президент хотел бы сохранить демократические процедуры, так как это будет показателем, что «чрезвычайщины» нет и что «все идет по плану». Это ключевое. Другая сторона для победы своей концепции должна представить очень убедительный плохой сценарий, по которому выборы проводить будет нельзя. Это может быть даже не военное положение, а, например, ощущение, что любые выборы могут дестабилизировать ситуацию внутри страны, «заговор элит», рекомендации спецслужб. Но думаю, что до последнего отказа от выборов не будет, если только ситуация не станет совсем плохой, когда рейтинги власти окажутся на крайне низком уровне и возникнет «предсмута». Тогда возможна отмена выборов и переход к формированию аналога Корпуса стражей исламской революции Ирана, — говорит Гращенков.
Директор Центра политической конъюнктуры Алексей Чеснаков на вопрос ЯРНОВОСТЕЙ о том, возможен ли сценарий отмены выборов, отвечает: «Пока нет надежных сигналов о таком развитии событий».
— У власти сохраняется комфортное пространство для маневра. «Новая нормальность» — искусственная интерпретационная конструкция. Основная часть населения продолжает держаться вокруг флага. Для них это единственный механизм сохранения комфортных представлений о гарантиях будущего, — добавляет Чеснаков.
Политолог Виталий Иванов говорит, что выборы — это не «новая», а «старая нормальность».
— Думаю, что ее будут стараться сохранить. Нужно учитывать в том числе то, что в следующем году истекают полномочия у Собянина. А он, уже дважды избиравшийся, явно не захочет идти на новый срок назначенцем. И поэтому его лоббистский ресурс будет направлен на сохранение выборов. И если можно проводить выборы в Москве, то их можно проводить где угодно, — считает Иванов.
Политконсультант Илья Паймушкин считает, что выборы — как хоть какой-то признак стабильности! — в 2023 году пройдут в плановом режиме, даже если ситуация в зоне проведения СВО будет ухудшаться, хотя явных признаков, указывающих на это, нет.
— Внутренняя общественно-политическая обстановка также остается весьма стабильной. Если часть глав регионов будут заменены, это внесет некоторое оживление в информационную повестку и отвлечет жителей от текущего вакуума и негативных новостей. В случае создания в некоторых субъектах условий даже для видимой политической конкуренции это позволит «выпустить пар» и немного вывести общество из состояния сжатой пружины, — рассуждает Паймушкин.
Телеграм-канал «
— Именно последние заинтересованы в том, чтобы всеми силами попытаться сохранить привычную совокупность последовательно проводимых электоральных кампаний, цель которых заключается не столько в непосредственно волеизъявлении народа, сколько в возможности для федеральных и региональных элит легальным путем сохранить на той или иной территории статус-кво или же напротив изменить баланс политических сил в пользу новых элитных групп.
Согласно «графику» в 2023 году должны пройти прямые выборы глав сразу 20 российских регионов, и если их не провести, то рискуют обостриться имеющие место региональные конфликты, которые в дальнейшем внутриполитическому блоку Кремля будет гораздо сложнее разрешить.
Формально, провести электоральные кампании ничего не мешает, например, парламенты целого ряда российских субъектов уже закончили приведение региональной нормативно-правовой базы в соответствие с новым федеральным законом о публичной власти, что позволяет отдельным губернаторам занимать должность больше двух сроков подряд, то есть переизбраться на третий срок. И этим правом, очевидно, уже хочет воспользоваться ряд «губренаторов-тяжеловесов». Кроме того, окно возможностей для переизбрания открывается и для тех, кого ранее было принято было называть «технократами»-выпускниками (организационно-деятельностных игр) «школы губернаторов» внутриполитического блока Кремля. В их переизбрании, надо полагать, напрямую заинтересован первый заместитель главы АП Сергей Кириенко, ведь сам факт такого переизбрания должен подтвердить то, что его неоднозначный подход к кадровой политике в губернаторском корпусе оказался на самом деле верным, и «технократы» адаптировались к новой российской политической реальности, напрямую связанной с проведением специальной военной операции России на Украине, — считают анонимные авторы канала.
Политконсультант, руководитель коммуникационного агентства Sibmedia Agency Василий Дамов полагает, что окончательный ответ на вопрос, будут ли «сносит» выборы 23-го года или же будут продолжать поддерживать видимость «политической стабильности», сейчас искать бессмысленно.
— Горизонт планирования в условиях конца 2023 года — дни. Максимум — недели. Слишком много факторов, на которые даже у АП нет стопроцентного влияния, например, ситуация в зоне СВО, где в любой момент может случиться успех или неудача в пользу любой из противоборствующих сторон. И если сейчас, в середине декабря, я бы предположил, что вариант «стабильности» основной, то, например, если фронт в какой-то момент «посыпется» не в пользу России, это будет, как следствие, означать сильную идеологическую дестабилизацию в российском обществе, то тут уже вполне можно ставить и на отмену ЕДГ-2023 или как минимум радикальное сокращение кампаний в его рамках.
Мне кажется, что в принципе решение этого вопроса будет отнесено на весну. Необходимости, как раньше, максимально заранее ставить в регион, например, врио губернатора, чтобы у него был год на завоевание авторитета у населения, сейчас нет, результаты кампаний с 2019 года откровенно «рисуются». Поэтому назначенный в мае врио легко выиграет кампанию в сентябре (могут быть проблемы в сложных регионах типа Хакасии или Иркутска, но их единицы по стране). В случае с выборами в региональные парламенты еще проще: почти везде в России те, кого пустят на такую кампанию, абсолютно управляемы, а те, от кого можно ждать опасности, просто не доберутся до бюллетеня. Поэтому я уверен, что вариант с тем, что ЕДГ сохранят, сейчас рассматривается как основной, но, повторюсь, ключевое в этой оценке слово — «сейчас», — заключает Дамов.
Глава фонда «Петербургская политика» Михаил Виноградов также считает, что решение не принято и отмечает: «Важно показывать готовность к каждому сценарию».
Екатерина Винокурова
Специально для ЯРНОВОСТЕЙ
Распечатать
Комментарии: