
Уполномоченный по правам ребёнка в Ярославской области Татьяна Степанова подготовила доклад об итогах своей работы в 2014 году.
Уполномоченный по правам ребёнка в Ярославской области Татьяна Степанова подготовила доклад об итогах своей работы в 2014 году.
Уполномоченный по правам ребёнка в Ярославской области Татьяна Степанова подготовила доклад об итогах своей работы в 2014 году.
Ежегодный доклад о деятельности Уполномоченного включает в себя также, что немаловажно именно для нашего региона, анализ состояния дел в сфере соблюдения защиты прав и законных интересов ребёнка в Ярославской области за истекший период.
«В докладе проанализированы проблемы, которые, по мнению Уполномоченного, препятствуют реализации прав ребёнка, условия и причины их возникновения, а также даны рекомендации по улучшению ситуации», – отмечается в документе.
С учетом острой критики в адрес регионального детского омбудсмена, высказанной в последнее время, доклад об итогах работы Татьяны Александровны представляет особый интерес. ЯРНОВОСТИ прочитали документ и проанализировали его содержание.
Итак, как следует из доклада, деятельность Уполномоченного в 2014 году реализовывалась в рамках разработанного плана мероприятий. Основные направления этого плана – повышение правовой культуры детей и их родителей, мониторинг соблюдения прав детей на территории области (на основе официальных сводок), работа с письмами и обращениями граждан, взаимодействие с Уполномоченными по правам ребёнка в субъектах, органами государственной власти и местного самоуправления области, общественными организациями. Особое место в плане уделено развитию общественных структур – института Уполномоченных по защите прав участников образовательного процесса, общественных помощников Уполномоченного, Детского, Общественного экспертного советов при Уполномоченном.
В связи с этим очень много сил и времени детский омбудсмен потратила на участие в различных акциях и презентационных мероприятиях, организации тренингов и семинаров. Все это демонстрируют фотографии, приведенные в докладе: Татьяна Степанова в президиуме, Татьяна Степанова работает с бумагами в кабинете, Татьяна Степанова ведет прием граждан в кабинете, Татьяна Степанова за рабочим столом, Татьяна Степанова проводит совещание... Но нет ни одной фотографии Татьяны Степановой, осматривающей, например, условия проживания ребенка, изучающей ситуацию, скажем так, «на местах». Да и неудивительно, если за период с марта 2013 по декабрь 2014 годов Уполномоченным осуществлено 15 выездов в муниципальные районы Ярославской области. (2013 год – Мышкинский, Переславский, Пошехонский, Рыбинский, Тутаевский, Ярославский, Гаврилов – Ямский; 2014 год – Большесельский, Брейтовский, Даниловский, Любимский, Некрасовский, Первомайский, Ростовский, г. Переславль - Залесский).
Значительная доля доклада уполномоченного по правам ребенка приходится на официальную статистику госорганов и органов исполнительной власти региона, демонстрирующую, по сути, именно их работу. Но это обстоятельство не вызывает возражений – ведь детский омбудсмен должен представить ситуацию в сфере защиты прав ребенка по области в целом, панорамно, так сказать. Собственно Уполномоченным по правам ребенка в 2014 году проведено 47 личных приёмов – практически еженедельно, рассмотрено 681 обращение граждан. Подготовлено 23 заключения о нарушении прав и законных интересов детей.
В докладе приводится несколько интересных и не очень примеров разрешения Уполномоченным ситуаций с нарушением законных прав детей. Отметим, что некоторые случаи, как следует из отчета, потребовали серьезного вмешательства омбудсмена. Татьяна Александровна приводит примеры своего участия в работе государственных органов, общественных организаций и нормотворческой деятельности. Для большей доказательности в докладе приводится благодарственное высказывание руководителя ЯРОО «ЯрСпас» Александра Чернышова в адрес Татьяны Степановой: он отмечает, что ее вмешательство расширяет возможности поиска пропавших детей и сотрудничества с другими регионами в этой сфере.
А вот «криминальный» аспект работы детского омбудсмена практически не освещен. Конечно, Татьяна Степанова упоминает трагедию в Мосейцево, уделив ей примерно одну страницу из 200, однако, описывая фабулу произошедшего, ничего не говорит о мерах, предпринятых ею самой по предотвращению ситуации. Не делает официальных выводов собственно для себя. Не анализирует и
В целом доклад получился насыщенным, масштабным, красивым, хотя, конечно, не таким представительным внешне, как у Сергея Бабуркина. Но и с таким не стыдно отчитываться перед любой комиссией. Не хватает в нем, на наш взгляд, только анализа конкретных фактов, по поводу которых детскому омбудсмену предъявлялись претензии со стороны общественности, выводов о причинах произошедшего, планов по усилению собственной работы в этих направлениях.
В связи с этим хотелось бы дополнить доклад Уполномоченного по правам ребенка в Ярославской области некоторыми резюме, несомненно, показательными для общественности.
Во-первых, главным итогом работы детского омбудсмена в 2014 году является то, что она не ушла в отставку после скандала, разразившегося вокруг трагедии в Мосейцево и последовавшими за этим событиями в детской больнице Рыбинска. Активно защищаясь от нападок общественности и критики в свой адрес, Татьяна Степанова проявила достойную чиновника стойкость, пережила на больничном опасный период визита в регион комиссии аппарата Уполномоченного при Президенте по правам ребенка, нелицеприятные выводы Павла Астахова о ситуации с гибелью девочки и решение вопроса об обсуждении своей деятельности в облдуме.
Во-вторых, Татьяна Александровна начала плановую «работу над ошибками». На брифингах и в других выступлениях, посвященных трагедии в Мосейцево, она утверждала, что работает на основании Закона об Уполномоченном в Ярославской области, по заявительному принципу, и призывала журналистов изучать матчасть. Что ж, мы изучили: означенный Закон напрямую предписывает омбудсмену обращать внимание на нарушение прав детей не только по заявлениям, но и на основании публикаций СМИ и сообщений в сети Интернет. Про то, что творится в Мосейцево, били во все колокола и журналисты, и интернет-пользователи. Но будем справедливы – с недавних пор Татьяна Степанова учла этот просчет и, похоже, стала чаще пользоваться Интернетом. Вероятно, поэтому с некоторых пор в официальных сообщениях о своей работе она подчеркивает, что в том или ином случае ее реакция была вызвана именно публикациями СМИ и сообщениями в Сети.
Кроме того, изменился и принцип освещения работы Уполномоченного в СМИ. Детский омбудсмен стала гораздо активнее использовать медиа-сферу. Причем если раньше релизы о ее работе касались преимущественно общественных мероприятий, то теперь Татьяна Степанова приводит конкретные примеры помощи детям и обозначает наиболее проблемные вопросы, в решении которых она принимает участие. Например – консолидация усилий региональных структур по отслеживанию ситуации с соблюдением прав детей в так называемых «закрытых» семьях. Каковой был, в общем-то, и приют в Мосейцево. Плохо в этом только то, что пока не произошла беда, Татьяна Александровна не озаботилась этим вопросом. Но и сейчас это будет оправданно, если спасет другие жизни.
Распечатать
Комментарии: