
И на какие хитрости идут губернаторы.
И на какие хитрости идут губернаторы.
14 октября Президент России Владимир Путин допустил, что частичная мобилизация, объявленная им 21 сентября, может закончиться в течение двух недель. Заявлений Минобороны по этому поводу пока нет, хотя в Москве, например, уже объявили о завершении мероприятий.
Между тем поток сообщений о нарушениях в ходе частичной мобилизации не прекращается, а глава комитета Госдумы по обороне Андрей Картаполов рассказал, что «по разным причинам» домой вернули почти 10 тысяч человек.
Кроме того, сегодня адвокат Константин Ерохин сообщил о гибели IT-специалиста Райффайзенбанка Тимура Измайлова, мобилизованного по ошибке. Как только он получил повестку, все необходимые документы были поданы в военкомат и военную прокуратуру, однако мужчину, который должен был иметь бронь, отправили в зону боевых действий, не дожидаясь выяснения обстоятельств. Измайлова забрали 23 сентября, уже 7 октября он попал под минометный обстрел и погиб.
Поведение региональных элит по отношению к мобилизации можно разделить на несколько условных типов:
Первый. «Выполним план как можно скорее».
Очевидно, по такому пути пошли власти Якутии, Бурятии и Магаданской области, откуда первые самолеты с мобилизованными вылетели уже через несколько суток после указа президента. По многочисленным свидетельствам в соцсетях, повестки вручали в том числе по ночам, а к процессу привлекали учителей и муниципальных служащих, времени на обжалование повесток людям не давали. Это спровоцировало массовый негатив, а в Якутске даже состоялась акция протеста, на которую вышли женщины.
Иногда по этому пути шли даже не губернаторы, но отдельные муниципалитеты.
— Во Владивостоке мобилизация шла относительно спокойно, а вот в Артеме и Находке решили выполнить план за несколько дней, с ночными визитами и облавами. Разумеется, действия муниципальных властей вызвали негатив, — рассказал ЯРНОВОСТЯМ один из политтехнологов, работающих на правительство края.
Второй тип. «Не будем торопиться — может, план снизят».
Последнее, разумеется, не озвучивается официально. Ярославская область, например, традиционно придерживается такого политического стиля. Частичная мобилизация объявлена, но здесь идет сверка списков, чтобы не призвать лишних. И пока первые мобилизованные из других регионов уже гибнут на Украине, ярославские призывники проходят подготовку на родной земле. Подчеркнем, речь не идет о добровольцах и контрактниках.
Злые языки говорят, что одна из ставок — не торопиться вплоть до окончания мобилизации: план по стране будет все равно выполнен за счет ретивых губернаторов-«инициативников», которые, впрочем, безвозвратно испортят отношения с собственными жителями, а «отстающие» смогут их сохранить.
Третий тип. «Попробуем отобрать вручную».
Так, к примеру, поступили в подмосковных Люберцах или в том же Владивостоке, когда глава муниципалитета (он же — глава мобилизационной комиссии) до самого процесса мобилизации занимается сверкой списков, чтобы отобрать тех, кто подходит по востребованным специальностям, но меньше всего задействован в экономике и не обременен семейными обстоятельствами. В первую очередь идет мобилизация добровольцев, которые в ряде регионов получают отказы.
По схожему типу прошла мобилизация в Сочи: главред Russia Today Маргарита Симоньян сообщила со ссылкой на мэрию, что там призвали тех, кто значился в списках приставов как злостный неплательщик алиментов.
— То есть люди, которые не отдают долг даже своим детям, теперь не просто отдадут долг своим детям, потому что из этих выплат, а там очень приличные выплаты, боевые выплаты, из них будут вычитаться алименты. То есть и родине отдадут долг эти люди, и своим детям. И самое интересное, что из Сочи ни одной жалобы. Так решили эту проблему. Вопрос какой: а нельзя так везде? — говорит Симоньян на видео и улыбается.
Четвертый тип. Московский.
Жители столицы традиционно более негативно настроены по отношению к действующей власти и СВО, чем вся остальная Россия, а также наиболее способны к активному сопротивлению (или уклонению). И власти города это учитывали. По крайней мере — пытались.
Риэлторы отметили резкое повышение на рынке сдачи квартир в аренду, в аэропортах московского авиаузла рейсы в страны Средней Азии наполнились русскими мужчинами.
Мэрия же объявила, что для помощи Минобороны открывает призывные пункты в миграционных центрах с явным расчетом на то, что приезжающие в Россию на заработки мигранты готовы будут пойти служить в зону СВО в обмен на получение гражданства, и таким способом план будет закрыт.
По информации ЯРНОВОСТЕЙ от источника, близкого к Администрации Президента, эта политика мэрии вызвала резкое недовольство среди глав других регионов, а также «на самом верху», в связи с чем от мэра Москвы Сергея Собянина потребовали активизировать мобилизационные мероприятия.
После этого на ряде станций метро были замечены люди, раздающие повестки, началась тотальная проверка документов на улицах, под которую попали и личные знакомые редакции ЯРНОВОСТЕЙ.
Еще у одного знакомого автора этой публикации в минувшие выходные в подъезде дежурили сотрудники полиции, пытавшиеся вручить требования о явке в военкомат мужчинам, внешне хотя бы более-менее подходящим под призывной возраст.
— Москва, хотя ей и выдали мизерный план, выполнила на 50%. Вот такая она у нас гнилая оказалась. Но так не должно быть, это как будто специально делают, чтобы панику посеять. Из Москвы и так много людей уехало. Москва в этом плане не в лучшую сторону отличается. Но у метро раздавать повестки никто не должен. Как они определят, что это за человек? Это же смешно. Это какая-то провокация 100%. Ситуацию на комитете, конечно, будем обсуждать, — так прокомментировал происходящее в столице член комитета Госдумы по обороне Виктор Соболев.
— Я думал, что истории про облавы — фейк, но мне сообщили люди, которых я лично знаю и полностью им доверяю. Товарищи начальники, вы понимаете, что творите беззаконие и создаете враждебное отношение в обществе ко всему происходящему? От таких действий вреда больше, чем от укропропаганды. А моральный и общественно-политический вред и последствия от таких действий оценить сложно, — комментировал ситуацию с облавами у метро член СПЧ Кирилл Кабанов.
Внезапно в понедельник мэрия объявила, что мобилизация в столице завершена.
— Пункты сбора мобилизованных 17 октября закроются, а повестки тем, кто к тому моменту не явится в военкомат, прекратят свое действие, — гласило сообщение мэрии, то есть пункты сбора закрылись сразу после воскресных облав, и те, кто под них попал, если не пришли в военкоматы сразу в понедельник утром, избежали последствий.
Правозащитники и юристы расходятся в оценках правомочности таких заявлений, так как мобилизацией занимается Минобороны, а не гражданские власти города, однако взбудораженная столица успокоилась.
Но не стоит проклинать москвичей: как уже говорилось, первые мобилизованные из столицы были отправлены на фронт, некоторые из них уже погибли, как и мобилизованные из других регионов России.
Пятый тип. Чеченский.
По словам главы Чечни Рамзана Кадырова, в его республике мобилизация не проводилась, так как в военкоматы выстроились очереди добровольцев, и призывать кого-то дополнительно не было нужды.
Впрочем, руководитель Центра развития региональной политики Илья Гращенков отмечает, что ни в одном из пяти типов поведения региональных властей не выполняется главная задача: набрать людей с боевым опытом.
— Везде мы видим разные хитрости, как дать цифру мобилизованных с минимальными потерями, и губернаторы выбирают разные модели поведения в зависимости от того, какие потери для них важнее: контакты с населением или с начальством. В Якутии или Бурятии много сельского населения, которое не имеет публичного голоса, и руководство считает, что их можно вывозить грузовиками. Им важнее, чтобы Москва не отправила в отставку. Какой-то процент после негатива вернули, конечно. Вариант делать сверку вручную и мобилизовать тех, кто минимально пожалуется, применяется в крупных городах — Сочи или Владивосток не хотят лишний раз тревожить людей, а вот в Находке или кубанских станицах происходит все иначе, валовым методом. В Ярославской или Орловской областях, где губернаторы максимально не торопятся, им важно поддержать собственные реноме. При этом максимально затягивать мобилизацию — это единственный вариант призвать тех, кого действительно надо, то есть людей с опытом боевой службы, и проработать списки, а не грести всех под одну гребенку. Москва и Чечня стоят всегда особняком. Чечня воспользовалась правом самой решать, что ей делать, и никто не сказал ни слова. Москва же, как всегда, использует режим «кнут и пряник», как и с антиковидными мерами: сперва все жестко, потом — резкое послабление. Заметьте: вроде бы не Собянин объявил мобилизацию и облавы у метро, а вроде бы он как раз все прекратил. И получается, что Москва и план выполнила, и показала лояльность к собственным жителям. Тем более у мэра Москвы выборы в следующем году. Но, кроме него и Кадырова, другие губернаторы не могут себе позволить так себя вести, и главы остальных регионов пытаются использовать мелкие хитрости. Если будет «судный день», и им скажут собрать грешников, то они будут действовать схожими методами, — считает Гращенков.
Екатерина Винокурова
Специально для ЯРНОВОСТЕЙ
Распечатать
Комментарии: